Гражданам и фирмам, желающим ввезти в Россию подержанную машину, придется помимо всего прочего помещать ее под фитосанитарный карантин-каждому импортеру скоро будет необходимо доказывать, что в автомобиле нет вредоносных насекомых
С 15 июля вступает в действие принятый "Россельхознадзором" и Федеральной таможенной службой новый список продукции, подлежащей обязательному карантинному контролю. После этого срока импортеры иномарок с пробегом, и без того несущие изрядные потери из-за повышения таможенных пошлин и резкого падения спроса, вынуждены будут тратиться еще и на оформление фитосанитарного сертификата.
Как говорится в официальном сообщении "Россельхознадзора", вновь составленный перечень, обнародованный на днях ведомством Сергея Данкверта, "основан на осуществляемом с 2005 года мониторинге подкарантинной продукции... в пунктах пропуска через государственную границу РФ", а также на данных лабораторных экспертиз. Результатом этих исследований стало исключение из списка некоторых товаров, ранее подлежащих обязательному ветеринарному контролю. В частности, отныне согласие "Россельхознадзора" не потребуется при ввозе мясной и рыбной муки, а также различных стройматериалов, которые наверняка будут ввозиться для строек олимпийского Сочи из Абхазии: гальки, гравия, щебня и "песков природных всех видов".
Зато в перечень товаров, "ввоз которых осуществляется на основании импортного карантинного разрешения", наряду с сушеными грибами, желудями, льном-сырцом и зеленым чаем попали "транспортные средства, бывшие в употреблении". Судя по приведенным в списке кодам ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), речь идет о достаточно широком спектре автомобилей: сюда попали легковые и грузовые машины различных классов и автобусы. В заявлении "Россельхознадзора" поясняется, почему импортные подержанные автомобили оказались под подозрением: "В 2007 и 2008 годах при проведении досмотра выявлено 4290 единиц техники с обнаружениями биологических материалов и почвы, насекомых в живом и мертвом виде. Зарегистрировано 14 случаев обнаружения опасных карантинных объектов-азиатской хлопковой совки, американской белой бабочки, непарного шелкопряда, японского жука". Все вышеупомянутые насекомые, подчеркивают в ведомстве, являются особо опасными вредителями для сельхозрастений и лесных пород.
"В данном случае не имеет значения, кто именно-гражданин или юридическое лицо-ввозит транспортное средство на территорию России, поскольку степень риска одна и та же",-сообщил "Времени новостей" пресс-секретарь "Россельхознадзора" Алексей Алексеенко. Проходить процедуру получения сертификата со второй половины июля придется всем. Для этого, пояснил официальный представитель федерального ведомства, необходимо будет обращаться в территориальное управление "Россельхознадзора" по месту ввоза товара. "По результатам проведенного государственного карантинного фитосанитарного контроля составляется акт, в котором отражаются результаты проверки",-сообщают представители "Россельхознадзора". Впрочем, "при ввозе в Россию подкарантинной продукции, отгруженной до 15 июля" еще будет действовать прежний перечень, утвержденный "Россельхознадзором" в 2006 году,-следовательно, новые правила будут распространены лишь на машины, ввозимые после этой даты.
Примечательно, что санитарно-ветеринарное ведомство уже вмешивалось в бизнес по ввозу подержанных машин. В августе 2008 года управление "Россельхознадзора" по Приморскому краю на некоторое время категорически запретило производить разгрузку судов в портах "в темное время суток". Тогда было заявлено, что в подержанных японских иномарках, ввозимых через Приморье, обнаружилось очень много бабочек и яйцекладок непарного шелкопряда. Из-за этого, как заявили в региональном управлении "Россельхознадзора", в ряде районов края сложилась критическая ситуация, создавшая реальную угрозу лесному хозяйству Приморья. Но теперь фитосанитарные претензии могут возникнуть и при оформлении иномарок на других пограничных постах.
Очевидно, что в компаниях-импортерах подержанных иномарок без особого энтузиазма восприняли очередное таможенно-санитарное нововведение. "Боюсь, что это будут очередные поборы,-заметил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" сотрудник одной из столичных фирм, занимающихся импортом автомобилей из Западной Европы и США.-Все знают, как это работает,-если что-то принимается, всегда найдутся люди, которые за небольшую сумму "решат" вашу проблему".
Собеседник газеты привел в качестве примера процесс оформления соответствия экологическим нормам евро-2 и евро-3. "Все ввозимые 3-5-летние автомобили уже давно соответствуют нормам экологического стандарта евро-4, у них это написано в техпаспорте, но вне зависимости от этого сертификат на евро-3 нужно получать, а его беспроблемное получение обходится в 120 долл.",-рассказал сотрудник компании-импортера. Он предполагает, что аналогичная ситуация может сложиться и на фитокарантинном контроле. В целом же, по его мнению, эта мера воздействия на рынок подержанных иномарок уже не повлияет, поскольку он практически "убит" введением с января новых пошлин: "С нового года мы не завезли ни одной машины-импорт бывших в употреблении автомобилей практически умер, сейчас завозят остатки, которые были закуплены еще до введения пошлин".
Глава московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев также видит в решении таможенного ведомства и "Россельхознадзора" очередную попытку "закошмарить" фирмы, занимающиеся ввозом иномарок. "Мне кажется, что никакого отношения к борьбе за санитарную безопасность это постановление не имеет",-заявил "Времени новостей" г-н Канаев. "Правительство по всем направлениям пытается запретить праворульные автомобили и ограничить импорт иномарок",-считает руководитель московского представительства ФАР. Основным инструментом, по мнению г-на Канаева, является технический регламент, который сейчас находится в стадии подготовки правительством, но и санитарные запреты тоже могут сыграть роль заслона от "конкурентов отечественного автопрома". Если когда-либо в автомобиле и обнаруживался какой-нибудь паучок, то это, уверен Канаев, были единичные случаи, поскольку автомобили, ввозимые из Японии и других стран, проходят тщательную предпродажную подготовку. "И с точки зрения санитарных и технических норм иномарки гораздо "чище", чем наши машины, которые не удовлетворяют требованиям по управляемости и безопасности, установленным Венской конвенцией о дорожном движении 1968 года",-подчеркивает представитель ФАР.
Источник : "Время новостей"
|