Каждый автомобилист обязан знать собственные биоритмы, иначе любая поездка может завершиться внезапно
Поговорим о загадочном. О том, что напрямую вроде бы не связано с механическим нутром нашего друга на колесах, но очень может повлиять на исход поездки.
Кто не замечал: выпадают деньки светлые во всех отношениях, в такие дни, если ты за баранкой, то кажется, будто родился с нею в руках и все у тебя получается, управлять машиной легко и радостно и ты даже любишь соседей по дороге. Да что там –закрадывается даже гордая мыслишка: да я же ас, черт побери!
Но просыпаешься следующим утром и будто подменили - то ли тебя, то ли мир... За руль садишься, как в первый раз, а на дороге чудится, что все мешают тебе ехать. Ты зол и невнимателен и с трудом добираешься до работы...
Опасные и в полном смысле – критические дни случаются у всех и каждого. Они не зависят от пола, от возраста, от того - автомобилист ты или велосипедист, летчик, космонавт или пешеход.
Возможно, для пешеходов результат критических дней не так смертелен и чреват разве что - размолвкой с женой, скандалом с сослуживцами или с продавцом на рынке. А вот для людей рулевых речь может идти в прямом смысле о жизни и смерти.
Хотя и пешеходы рискуют и если попадают под колеса автомобилей, то именно в свои критические дни.
Секрет подобных скачков – в наших биоритмах. Они управляют нами и… нашими автомобилями.
Моцарт знал
Любопытны исследования немецкого биолога X.Фёльца, который проанализировал музыкальный ритм произведений классиков. Оказалось, что музыкальные темы менялись с частотой: у Чайковского - в три секунды, у Бетховена - в пять, у Моцарта - в семь. Ученый попытался выяснить зависимость между музыкальным ритмом и биологическими ритмами организма и пришел к выводу: человеку больше всего нравятся музыкальные мелодии, ритм которых соответствует его собственному биологическому ритму.
Критические дни бывают и у мужчин
Давно известно - ритмика организма подчиняется, по меньшей мере, трем циклам:
- физическому (круг составляет 23 дня);
- эмоциональному (28 дней);
- интеллектуальному (33 дня).
Предельно упрощенная теория на этот счет выглядит следующим образом.
Природа не мудрствовала лукаво и каждый из циклов поделила ровно пополам. Половину срока отнесла к дням со знаком плюс, соответственно другую - к дням-минусам. Допустим, в 23-дневном физическом цикле в первые одиннадцать с половиной дней нам под силу подвиги Геракла, а вот в оставшиеся такой номер не пройдет, на диван захочется от одной мысли о подвиге.
То же и в 28-дневный эмоциональный цикл. Две недели я самый обаятельный (-ая) и привлекательный (-ая), а две, увы, - скучен и неинтересен.
Это схема, скелет. Но существует масса нюансов. Самые же критические периоды - это время перехода от плюса к минусу – день-два. Когда же совпадут переходные дни всех трех циклов (или хотя бы двух из них) – тут кричи караул и крепче за баранку держись, шофер!
Такие периоды случаются в жизни каждого человека всего 2-3 раза, но они в прямом смысле смертельны. И тогда лучше не вылезать из-под одеяла.
Почему повесился Есенин
Подробнее о биоритмах корреспондент «Свободной прессы» расспросил кандидата медицинских наук, психолога и автора книг о биоритмах Андрея Лукаша.
-Скажите, что - правда, а что ложь в модных сегодня рассуждениях о биоритмах?
- Правда в том, что особую опасность для человека представляют совпадения переходных дней двух или даже сразу трех циклов. В моей практике приходится изучать статистику. Так вот, примерно 60 процентов всех несчастных случаев происходит именно в совпадающие переходные дни, в том числе и со смертельным исходом. Но, кстати, и наоборот. Серьезные спортивные рекорды устанавливались, когда все три ритма совпадали в высшей положительной фазе.
Естественно, очень актуален индивидуальный учет биоритмов, особенно в наши дни, когда интенсивность движения возросла в разы. Поэтому советую всем, кто за рулем, особенно профессионалам, не игнорировать собственное биоритмическое обследование накануне серьезных поездок.
- Андрей, я где-то читал, что в СССР подобное обследование практиковалось, а при совпадении критических дней всех трех циклов водитель освобождался от работы?
- Да, это было. В некоторых крупных автохозяйствах велся учет критических дней каждого шофера. И если совпадали хотя бы два плохих дня, выдавался путевой лист с красной полосой, означающей, что водитель, конечно, может отправляться в рейс, но должен быть предельно аккуратен на дороге. По крайней мере, в Москве приказ о введении этой системы в трамвайных депо, автобусных и троллейбусных парках начал действовать с конца 70-х годов, когда в столице появились первые заторы на улицах.
- Насколько я понимаю, дни со знаками плюс и минус могут варьироваться. Скажем, сегодня у меня эмоциональное состояние плюс, а физическое и интеллектуальное минус, а завтра наоборот. Как поступать при тех или иных вариантах?
- Вариантов огромное множество, невозможно дать совет по каждому из них. Одни молоды и физически благополучны и легко переносят минусовые дни, они даже не замечают их, другие наоборот... У кого поведение может зависеть от воздействия одного из биоритмов в большей степени, а прочих – в меньшей и т.п. Это очень индивидуально. Биоритмология - молодая наука и указывает на существование у человека более 100 различных вариантов изменения психофизиологических характеристик. Если вести дневник собственных биоритмов и систематически анализировать их, то степень влияние критических дней на жизнь можно вычислить очень точно. Для большего опыта (да это и просто увлекательное занятие) советую анализировать биоритмы известных людей и накладывать их на известные же события в их жизни.
Например, если сегодня рассчитать биоритмы Гоголя, то мы увидим, что писатель сжег второй том "Мертвые души" в ночь, когда совпали все три переходные точки от плюса к минусу – эмоциональная, интеллектуальная и физическая. Страшный день!
В аналогичные дни, когда индивидуальный маятник биоритма качнулись в сплошные минуса, покончили с собой Сергей Есенин и Марина Цветаева...
Советы психолога
Итак, как же сгладить плохие дни? Как прожить их с наименьшими потерями? На эти вопросы «Свободной прессе» отвечает Андрей Лукаш.
- Работоспособность водителя, его реакция на ту или иную дорожную ситуацию напрямую связана с психофизиологическим состоянием. Поэтому управление автомобилем в критические дни падения синусоиды биоритмов не просто опасно, а очень опасно.
Для начала их, конечно, следует вычислить. Как говорили в старину, кто осведомлен, тот вооружен.
Как рассчитать биоритм? Тут нет ничего сложного и достаточно знать лишь день и год своего рождения. Все три цикла стартуют естественно со дня нашего рождения, причем день этот всегда со знаком плюс. Соответственно, например, физический цикл перейдет в минус через 11 с половиной дней, эмоциональный – через 14, а интеллектуальный – через 16 с половиной. И так до конца жизни. Важно только учитывать при подсчете високосные годы.
Считаем, сколько дней прошло со дня рождения. Нужно умножить число прожитых лет на 365 и добавить по одному дню за каждый прошедший високосный год (високосные годы выпадали на 2004, 2000, 1996, 1992, 1988, 1984, 1980, 1976, 1972, 1968 и т.д.) К полученному числу нужно добавить количество дней, прошедших после последнего дня рождения.
Для составления графика биоритмов, окончательную цифру поделите соответственно на 23, 28 или 33. Например, если у вас получилась цифра 20000, то ваш физический ритм будет на такой стадии: 20000:23 = 869 и пять в остатке. То есть с момента рождения физический ритм прошел 869 циклов и пять дней назад начался очередной. Пока он в плюсе. Аналогично рассчитываются и графики для биоритмов эмоционального и интеллектуально. Результаты накладываются.
Впрочем, сегодня существует специальная компьютерная программа для подобных расчетов, она так и называется: BioRhythms . Вы вводите число и год рождения и получаете готовые графики по дням.
В эти дни необходимо:
1. По возможности, вообще воздержаться от управления автомобилем;
2. Если поездка все же крайне необходима, постарайтесь заранее спланировать предстоящий маршрут, вспомнить о наиболее опасных его участках и мысленно представить, как вы будете их преодолевать;
3. Перед началом движения важно предельно внутренне собраться и настроиться на дорогу;
4. Не стоит рисковать и увлекаться скоростью;
5. Всякое может случиться в пути и если в обычные дни вы каких-то ситуаций просто не заметили бы, то в критические они могут вызвать бурю эмоций и ошибочных действий. Поэтому старайтесь все же контролировать себя, не раздражаться по пустякам и адекватно реагировать на соседей по дороге. Понятно, подобный контроль весьма напрягает, но что делать? Я, например, советую своим пациентам постоянно тренировать «холодный разум». На этот счет существует масса методик.
Японцы и это механизировали
В Японии давно уже поняли, что знание биологических циклов позволяет лучше приспособиться к отрицательным фазам и критическим дням и создали карманные компьютеры, которые желательно иметь каждому водителю.
В некоторых странах существует система предупреждения водителей накануне повышения магнитной активности Солнца. Прогнозы специалистов на такие дни по количеству ДТП, как правило, сбываются. Поэтому тем, у кого в периоды солнечной активности не лучшее состояние здоровья, а фазы биоритмов в минусах, советуют не садиться за руль.
|