Коммерческие успехи Superb и Camry до сих пор сравнивать не приходилось. Camry из года в год привычно сохраняет титул самого продаваемого легкового автомобиля в Штатах да и у нас все последние годы удерживает звание лидера сегмента «E». Заводы по производству этой машины разбросаны по всему свету: Япония, Штаты, Австралия, Китай, Тайвань и Россия. И все это — полноценные сборочно-кузовные предприятия, а не мастерские, работающие по отверточной технологии. Суммарный объем производства Camry — 600 тыс. в год! Достижения Superb куда скромнее: Skoda ежегодно штампует в Чехии всего по 20 тыс. экземпляров.
Ирония еще и в том, что эти два автомобиля четко поделили между собой все ведущие рынки мира. Camry продается везде, кроме стран Евросоюза. Лет десять назад старшую Toyota поставляли и в Европу, но, не выдержав давления со стороны большой немецкой тройки, она покинула этот привередливый рынок. Причем Camry была не единственной из премиум-брендов — с европейского рынка Е-класса ушли Opel, Ford и Renault.
Большая Skoda, напротив, почти неизвестна за пределами Европы. Зато в Старом Свете пользуется устойчивым спросом — в основном в бывших странах социализма. В итоге лицом к лицу эти модели сталкиваются только на рынке РФ, где обе официально продаются, а Camry — еще и производится. Иные рынки СНГ — тоже арена конкурентных баталий, но серьезного влияния на расстановку сил они не оказывают — не те объемы продаж.
Прямые конкуренты
Наш рынок очень молод, но у него уже появились свои традиции вроде любви населения к марке Toyota. Лидерство Camry в Е-классе — прямое тому доказательство: ведущую позицию эта модель отвоевала у Nissan Maxima в 2002 году (тогда для этого хватило всего-то 1956 проданных машин) и с той поры никого и близко не подпускает к подиуму. Даже в кризисном 2008-м продажи в России только росли — реализовано 28 029 экземпляров.
А вот Skoda Superb на нашем рынке заметными успехами похвастать пока не может, хотя и представлена официально с 2002 года. Ежегодный объем продаж колебался в пределах от 100 до 500 штук, и только в прошлом году с появлением Skoda Superb второго поколения сбыт вырос до 839 машин.
Camry успела примелькаться в крупных городах России, свежесть восприятия притупилась, и машина стала казаться скучной. Да, это отнюдь не шедевр автомобильного дизайна, зато ее внешность ненавязчиво и лаконично передает фирменные черты моделей Toyota, совершенно не являясь обобщенным образом современного японского автомобиля. Нам по-прежнему нравится плотно сбитый кузов и сбалансированный облик, лишенный глупых украшательств.
Теперь посмотрим на Superb: если в первом поколении это была всего лишь удлиненная и слегка отретушированная модификация VW Passat, то новая модель получила собственный оригинальный кузов, куда более заметный в многоликой автомобильной толпе. Дело не только в новизне — весьма агрессивное выражение «лица», подчеркнутое четырьмя ребрами на капоте, заставляет задержать взгляд. Но еще больше запоминаются странный силуэт и оригинальная конструкция кормы. Задняя ось чрезмерно сдвинута вперед, и в профиль задняя часть Skoda Superb смотрится, как инородный довесок. Массивная задняя стойка, повидимому, стала платой за оригинальность технического решения — Superb оснащен уникальной задней дверью-крышкой багажного отделения.
В большинстве случаев на этой машине можно пользоваться привычной крышкой багажника, которая, как и на всех современных седанах, прикрывает низкий проем, ограничивающий возможности погрузки крупных предметов. Но при необходимости крышка багажника Superb превращается в полноценную заднюю дверь хэтчбека, открывающую огромный «зев» для погрузки габаритного багажа. Очень практично! Жаль, что компоновка такого сложного устройства негативно повлияла на очертания задней части кузова, заставив дизайнеров пойти на определенные компромиссы.
Устройство, несомненно, удобное и в чешском исполнении работает безукоризненно, но стоила ли игра свеч? Не проще ли было сделать привычный для марки кузов типа лифтбек, имитирующий очертания седана на пятидверном автомобиле? Но чехи уверены, что покупателям машин E-класса несолидно ворочать тяжелую багажную дверь, выхолаживая салон на морозе... И с ними трудно не согласиться.
Качественно и дорого
Что внутри? Если внешность Camry мы считаем именно фирменной тойотовской, а не японской, то в оформлении интерьера общеяпонского, пожалуй, больше. Все сделано очень аккуратно и тщательно, но просто и без затей, а материалы подобраны весьма качественные. Оплошности встречаются именно там, где дизайнеры стремились оживить чрезмерную строгость и скромность отделки.
Во-первых, голубоватая подсветка центральной консоли — трудно придумать менее подходящий цвет для серьезного чиновничьего автомобиля. Во-вторых, в салоне слишком много «деревянной» отделки неудачной фактуры, и выглядит она фальшиво. Но в целом неплохо. По крайней мере, до той поры, пока не пересядешь в Superb. Тут создается впечатление, что вы попали в салон одной из больших моделей Audi. Не исключено, что стилисты действительно брали какие-то элементы из корпоративной дизайнерской корзины, и это народной марке пошло только на пользу. Интерьеры Audi мы всегда вспоминаем с особым пиететом, признавая их оформление лучшим среди массовых автомобилей. Качество отделки салонов Audi — воплощение роскоши, а теперь то же можно отнести и к Skoda Superb. Виданное ли дело?
Просторно, как в лимузине
Еще одно потребительское свойство, в котором Superb превосходит не только Camry, но и почти всех остальных одноклассников — простор в задней части пассажирского салона, что для участников нашего теста — профилирующая дисциплина.
Не секрет, что значительная часть Toyota Camry, равно как и Skoda Superb, будет приобретаться юридическими лицами и служить персональными и разъездными служебными автомобилями, а посему требования к вместимости и удобству пассажирского салона здесь особые.
По запасу пространства между передним и задним рядами сидений Superb выигрывает вчистую — такой второй ряд можно встретить разве что на лимузинах. Но эти удобства не более чем для двоих — третий испортит удовольствие от поездки и себе, и соседям. Дело в том, что ширина салона Superb чуть меньше, чем Camry. Впрочем, это не так страшно — втроем сзади на подобных машинах ездят редко, в отличие, например, от такси.
Может, Camry возьмет реванш объемом багажника? Даже по меркам Е-класса Toyota выделяется огромным отсеком объемом 530 л. Но багажник Skoda Superb еще больше — 565 л, а при сложенных задних сиденьях он вмещает рекордные 1670 л. Складыванием спинок задних сидений Camry едва ли удается получить такой объем.
Комфорт против управляемости
Переходя к динамическим разделам теста, подчеркнем, что, раз уж мы решили рассматривать эти машины в качестве служебных, то и дальше будем оценивать их с учетом этого фактора. Особенность эксплуатации служебных автомобилей заключается в меньшей требовательности к удовольствию от управления и в большей ко всем аспектам комфорта для пассажиров заднего ряда.
Toyota Camry оборудована хорошо знакомым четырехцилиндровым мотором (2,4 л, 167 л. с.) и гидромеханическим пятиступенчатым автоматом. У соперника расклад иной: четырехцилиндровый мотор объемом 1,8 л с турбонаддувом выдает 160 л. с. и обеспечивает максимальный крутящий момент 250 Нм в диапазоне от 1500 до 4000 об/мин. Максимум момента Camry меньше (224 Нм) и соответствует одной точке (4000 об/ мин). Это не хорошо и не плохо: двигатель ровно раскручивается, уверенно ускоряя машину почти на любой скорости. Автомат настроен на комфорт и к гонкам не располагает — переключения аккуратные и неспешные. Расслабиться совсем изредка мешает лишь шум: при интенсивном разгоне мотор Camry голосит сильнее и резче, чем шкодовский.
Характер турбодвигателя Superb более взрывной, но с такой большой «полкой» крутящего момента он удобен и для спокойной манеры езды. При интенсивном ускорении не надо переключаться «вниз» и выкручивать мотор до красной зоны — почти на любых оборотах у водителя есть приличный запас тяги. Вот только на низких оборотах, когда турбина еще не раскручена, двигатель слаб, однако такие нюансы нивелирует точность работы коробки передач.
На Superb устанавливается семиступенчатая роботизированная коробка DSG с двумя сцеплениями, качественно превосходящая все известные доселе «роботы». В полном соответствии с идеологией служебного автомобиля управляемость Camry безопасна, предсказуема и надежна. Замечания есть только к курсовой устойчивости — Toyota иногда требует коррекции рулем на прямой. Но об удовольствии от управления говорить не приходится — при езде в умеренном темпе чувствительности руля хватает, а вот при более резких маневрах уже недостает точности и информативности. Другое дело Superb: точно, красиво и быстро пройти связку поворотов на ней легко и приятно. Superb вполне заслуживает звания автомобиля для водителя. Но главное, что отличная управляемость не сказалась на плавности хода — Superb не уступает сопернице в комфортабельности подвески.
Пару слов о ценах. Toyota Camry 2.4 с автоматом и в хорошей комплектации стоит 932 000 руб. Аналогично оснащенная Skoda Superb 1.8 TFSI с коробкой DSG обойдется в 1 060 000 руб., то есть на 14% дороже. Существенна ли это разница, решать потребителю. Мы же напомним о том, что нельзя измерить цифрами. Skoda Superb — это талантливый автомобиль, созданный на мощной технической базе. Toyota Camry не столь изысканна в техническом плане, но попрежнему остается одной из самых популярных моделей в мире, имея заслуженную репутацию особо надежного и долговечного автомобиля.
Мнение редактора
Раньше Superb был невзрачным, консервативным по дизайну седаном, и идеалом мог показаться только начальникам транспортных цехов, предлагая за невысокую цену большой салон и хорошие силовые агрегаты. Второе поколение — совсем другая песня. Броский дизайн, экстравагантная пятая дверь, высочайший уровень материалов отделки салона — теперь Superb, на мой взгляд, идеальный выбор для человека, которому нужен большой седан. Проголосовать за Camry может только кошелек. Впрочем, разница в цене не так уж и велика.
|