Кроме потери давления в колёсах, существует и другая группа проблем — дисбаланс. Есть мнение, что точная балансировка важна только для передних колес, связанных с рулевым управлением. С точки зрения ощущений водителя это действительно так. Но не следует забывать, что дисбаланс ведет к увеличению нагрузок на многие узлы и детали — элементы подвески, подшипники ступиц... Так что в любом случае при монтаже шин (в том числе после их ремонта) следует проводить балансировку всех колес.
Другое ошибочное предположение гласит: если руль не «бьет», значит, с балансировкой все в порядке. Следует отметить, что заметное биение руля возникает лишь при ощутимом дисбалансе и наиболее отчетливо проявляется на скоростях 80—90 км/ч. В городском режиме это можно и не заметить. Кроме того, как мы уже отмечали, дисбаланс задних колес почувствовать трудно.
А как быть, если колеса уже собраны и всегда готовы к установке? Раз в год не помешает проверить и их балансировку. Не обязательно делать это при установке в межсезонье, когда в шиномонтаж выстраиваются большие очереди — можно использовать любой другой повод посещения сервиса.
Ни с того ни с сего
Дисбаланс может возникнуть не только при установке шины на диск, но и в процессе эксплуатации. Самая тривиальная причина — утеря балансировочных грузиков. Плохо закрепленные балансировочные грузики иногда слетают с обода в процессе эксплуатации. То же может произойти и с самоклеящимися грузиками, используемыми при работе с легкосплавными дисками, они просто отлетают со временем.
Среди прочих возможных вариантов появления дисбаланса — значительный неравномерный износ протектора, нарушение силовой структуры шины или деформация диска. Зимняя эксплуатация добавляет к этому списку еще несколько вероятных причин. Любители шипованных шин наверняка знают, к чему приводят торможения юзом (на автомобиле без антиблокировочной системы) по асфальту или другому твердому покрытию. Шипы в таких случаях могут вылететь из гнезд, причем целой группой. Учитывая, что каждый шип легковой покрышки весит 1—2 г, причем расположены они на большом удалении от центра вращения, общая потеря массы оказывается достаточно существенной для появления дисбаланса.
Есть и другой типично зимний сценарий, который может произойти с абсолютно любым колесом абсолютно любого автомобиля. Представьте: после активной езды вы ставите машину с разогретыми тормозными дисками, с горячими агрегатами подкапотного пространства на ночную стоянку. Снег, скопившийся в арках колес, начинает постепенно таять, вода стекает на полку диска, которую, кстати, снаружи не видно. По мере остывания автомобиля ночной морозец накрепко прихватывает образовавшуюся лужицу. К утру каждое из колес получает значительную лишнюю массу, также способную вызвать дисбаланс.
Промыть или очистить
Избавиться от этого льда (а иногда и просто снега, налипшего при буксовании в целине) не так просто. Даже мойка под давлением не всегда дает положительный результат — если не акцентировать внимание мойщика на проблемном участке, он быстренько «пройдется» струей из пистолета по наружной поверхности диска и тем ограничится. Конечно, можно отвернуть колеса и почистить их вручную, хотя на морозе делать это ой как не хочется. В любом случае перед тем, как ехать в шиномонтаж с жалобой на дисбаланс, не поленитесь полюбоваться внутренней стороной колеса.
Автор Алексей ФЕДОРОВ
|