Июль – традиционное время подведения итогов, в частности – итогов
первого полугодия на автомобильном рынке. В этом году анализ
результатов особенно интересен – в свете ставшего уже привычным
экономического кризиса.
PricewaterhouseCoopers, крупнейшая международная компания,
предлагающая профессиональные услуги в области консалтинга и аудита,
провела пресс-конференцию, на которой были представлены отчеты по
первым шести месяцам этого года на российском авторынке и прогнозы на
ближайшее будущее.
Тяжелое время для автопрома
Стенли Рут, партнер PWC, уже во вступлении отметил, что прошедшие
полгода стали одним из самых сложных периодов в истории российского
авторынка. Это оказалось особенно заметным после бурного
продолжительного роста.
С начала 2009 года рынок упал на 55 %. При этом по сегментам
сокращение рынка различно: больше всего пострадал импорт подержанных
автомобилей – на 96 %.. Как отметил С. Рут, это очень важное изменение
в структуре рынка. Импорт новых иностранных автомобилей жив, но тоже
сократился – на 56 %. Это связано, прежде всего, с падением курса рубля
по отношению к доллару и введением повышенных таможенных пошлин, что
отразилось на стоимости ввозимых автомобилей – их цена в среднем
выросла на 30 %.
Но сократились продажи не только зарубежных, но и российских
автомобилей: на 47 % снизились продажи отечественных машин и на 34 % -
иномарок российского производства. Таким образом, наиболее
конкурентоспособными в данный период времени оказались автомобили
иностранных марок, выпускаемые на территории РФ.
Произошло падение и в денежном выражении: импорт подержанных машин в
долларовом эквиваленте сократился на 97 %, импорт новых – на 64 %,
сегмент российских автомобилей и иномарок российского производства – на
54 и 40 % соответственно. Курс доллара по отношению к рублю вырос, но
продавцы старались «смягчить» ситуацию, предлагая машины со скидками, в
результате средняя стоимость автомобиля в долларах США снизилась на 16
% и выросла в рублях на 13 %. Как долго это может продлиться, судить
трудно, но скидки и акции в любом случае не вечны. В первом полугодии,
как неоднократно подчеркнул С. Рут, огромное влияние на рынок оказывали
последствия прошлогоднего «опьянения успехом»: продажи стремились
вверх, автопроизводители штамповали машины и отправляли их в Россию в
огромном количестве, что привело к затовариванию складов. Таким
образом, первые шесть месяцев года в основном продавцы реализовывали
тот запас машин 2008 года выпуска. Прошлогодние машины вызвали
существенную ценовую конкуренцию и удержали рынок от еще большего
падения, но этот эффект краткосрочен. Невозможно оценить, сколько еще
таких «скидочных» машин осталось в запасе у дилеров, но их количество
подходит к концу. Во второй половине года их влияние не будет столько
значительным.
Рынок будет падать
Ровно год назад, до кризиса, прогнозы PWC были весьма оптимистичны.
В отношении прогнозов на вторую половину текущего года Стенли Рут и
Андрей Комаров, директор отдела предоставления услуг предприятиям
автомобильном отрасли, высказываются осторожно. Общее мнение:
предсказать сейчас трудно, но резкой положительной динамики в ближайшее
время ожидать не приходится, прежде всего, за счет исчерпания складских
запасов, дальнейшего роста уровня безработицы и дальнейшего снижения
потребительской уверенности. Сейчас темпы падения рынка только
увеличиваются.
Дилерам стоит сейчас сосредоточиться на получении доходов от
обслуживания и ремонта автомобилей, в то время как раньше основной
доход им приносила продажа новых автомобилей. В Европе на один новый
автомобиль продается два подержанных, в отличие от России, но в
нынешней ситуации в России наблюдается та же тенденция.
Доля автомобилей, произведенных в России, в общем объеме продаж
выросла и составила 52 %. Это связано все с теми же причинами:
повышением таможенных ставок, девальвацией рубля, льготным
кредитованием автомобилей отечественного производства, снижением
таможенных пошлин на импорт автокомпонентов. В первом полугодии, в
связи с затовариванием складов и снижением спроса, как российские, так
и зарубежные автопроизводители снизили объемы выпуска машин – на 65 и
53 % соответственно. Но в ближайшее время можно ожидать наращивание
выпуска, ведь импорт будет падать, и более выгодным останется
производить машины на территории России. При оптимистическом сценарии
развития рынка объемы внутреннего производства могут выйти на
докризисный уровень к 2011 году. Вырастет и производство
автокомпонентов.
Россия пострадала больше всех
Если год назад Россия шла практически на равных с Германией,
крупнейшим европейским авторынком, то сейчас российский рынок откатился
на пятое место в Европе. Падение на российском рынке было более
значительным, чем в других европейских странах, что связано в том числе
и с тем, что прошлый год показывал очень высокие темпы роста. В России
за первые шесть месяцев года было зарегистрировано на 49 % меньше
автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. При этом Германия
не только не потеряла, но и выиграла – динамика роста составила 26 %!
Каким образом?
Выход из кризиса
Результаты немецкого рынка удивительны. Прежде всего, они вызваны
мерами, предпринятыми германским правительством для спасения рынка –
стимулированием утилизации старых автомобилей. Аналогичные меры были
предприняты во Франции – продажи не выросли, но по крайней мере и не
упали. В Великобритании подобную схему также ввели, но относительно
поздно, поэтому эта мера пока не успела сказаться на результатах продаж
– падение рынка составило 26 %.
Российское правительство также пытается поддержать автопром.
Основная мера стимуляции спроса на местном рынке – государственная
программа субсидирования ставок по кредитам. Автокредитование оказывает
существенное влияние на российский рынок – летом прошлого года половина
всех новых машин продавалась в кредит. Сейчас доля составляет 20 % -
это говорит о том, что за полгода рынок автокредитования падал 5 раз.
Господдержка на первый взгляд оказала небольшой эффект: по льготным
кредитам было куплено 16 000 автомобилей, всего 2 % от рынка, при этом
большая часть продаж пришлась на модели АвтоВАЗа. При этом эти меры
оказались более эффективными, чем прямая финансовая поддержка АвтоВАЗа
в размере 25 млрд рублей.
По прогнозам PWC, во втором полугодии господдержка окажет более
значительное влияние, так как максимальный порог стоимости автомобилей,
подлежащих льготному кредитованию, был увеличен с 350 000 до 600 000
рублей, в список попало большее количество машин. Учитывая также
сезонный фактор, можно ожидать увеличения продаж. Помимо этого, многие
автопроизводители разработали свои программы кредитования потребителей.
Все эти факторы в совокупности позволяют рассчитывать на оживление
рынка автокредитования.
Что касается прогнозов по общим продажам автомобилей, PWC предлагает
два сценария развития – базовый и пессимистический. Согласно первому,
продажи в 2009 году составят 1 600 000 единиц, согласно второму – 1 300
000 единиц. Многое будет зависеть от мер, предпринимаемым
правительством.
Отвечая на вопросы журналистов, Стенли Рут отметил, что, по его
мнению, одной из самых эффективных мер стимулирования спроса могла бы
стать, помимо прочих, премия за утилизацию, как в европейских странах.
Насколько это реально в России, где пока не существует должной
законодательной базы и инфраструктуры? Если бы это было легко, эта
схема уже бы работала в России. Российский автопарк – один из самых
старых в Европе, по стране ездит множество автомобилей старше 10-20
лет. Отвечая на высказанные журналистами сомнениями в том, что премия в
размере 1 500 долларов поможет целевой аудитории приобрести новый
автомобиль, А. Комаров отметил, что, по крайней мере, это могло бы
помочь купить чуть более новый автомобиль, что уже окажет положительное
влияние как на рынок, так и на экологию. В Германии премии помогли
стимулировать спрос, что, правда, вряд ли продолжится в следующем
полугодии, так как те, кто хотел купить машину, уже купили.
Еще один успешный выход из кризиса подсказало правительство США во
главе с Бараком Обамой – речь идет о ситуации с автогигантом General
Motors . Первоначально правительство поддержала автоконцерн деньгами,
но затем GM решили реструктуризировать, оставив сильные бренды и продав
оставшиеся. Это оказалось намного более эффективным путем.
Выводы
Подводя итог. Российский авторынок пострадал от мирового кризиса
заметнее всех и откатился на пятое место в Европе. Это связано с
предыдущим стремительным ростом и девальвацией рубля. Серьезно
сократился импорт, особенно подержанных автомобилей. самыми
конкурентоспособными на общем фоне оказались иномарки российского
производства.
Первые полгода значительное влияние на продажи оказывали распродажи
автомобилей 2008 года выпуска, в большом количестве имеющиеся на
складах дилеров, но их запас подходит к концу, и во втором полугодии
они большой погоды не сделают. В ближайшее время темпы падения рынка
увеличатся. Зато начнет расти производство, намеренно приостановленное
в первом полугодии.
В настоящее время большое влияние на автопром оказывает
государственная поддержка, в частности эффективными оказались
правительственные меры в Германии, Франции и США. В России во втором
полугодии увеличится рынок автокредитования и спрос на автомобили – за
счет государственной программы льготного кредитования автомобилей
российского производства до 600 000 рублей. Почва для введения
премирования за утилизацию старых автомобилей пока не готова, но если
рынок будет падать и дальше, то оно может стать необходимым.
Carclub.ru,
|