Существует несколько способов чистки инжекторов в
зависимости от степени загрязнения системы топливоподачи, износа
двигателя и многого другого. «Терапевтический» метод предполагает
заливку в бензобак чистящей присадки. Флакон такой жидкости емкостью
0,25 – 0,35 л рассчитан на 60-80 л топлива. При движении автомобиля в
спокойном режиме вредные отложения в элементах системы впрыска
постепенно растворяются.
Рекомендуемая периодичность проведения
такой чистки составляет 3-4 тыс. км. Она хороша для поддержания чистоты
инжектора и всей топливной системы нового автомобиля и машин с
небольшим пробегом по СНГ. В автомобилях же с сильно загрязненной
системой впрыска такая чистка может привести к противоположному
результату. Ведь отмытая грязь в этом случае попадает в форсунки,
засоряя их еще больше, из-за чего часто возникает необходимость их
демонтажа и чистки иными способами. Кроме того, высока вероятность
засорения и дальнейшего ускоренного износа электрического топливного
насоса, в который попадает вся вымытая из бака грязь.
Чистить инжектор можно, не снимая его с
двигателя. Для этого применяют специальные установки и промывочные
жидкости (Wynn’s, Liqui Moly, Сarbom clean и пр.). С помощью переходных
штуцеров установку подключают к инжекторной «линейке» мотора, исключая
из «оборота» бензобак машины, ее топливный насос, топливный фильтр и
топливопроводы. Запущенный двигатель 30-45 минут работает на смеси
бензина и промывочной жидкости, которая подается из установки под
давлением 3-6 атм. (давление устанавливается согласно техническим
параметрам конкретного автомобиля). Свойства чистящей жидкости таковы,
что раскисшие загрязнения «прогоняются» сквозь форсунки и сгорают в
цилиндрах двигателя. Качество промывки определяется по косвенным
признакам: восстановлению устойчивой работы двигателя на холостых
оборотах, снижению уровня СО и т.д. Во многих случаях такой метод
чистки позволяет восстановить нормальную работу инжектора. Но сильно
загрязненные форсунки в некоторых случаях все же приходится снимать с
двигателя и прочищать отдельно.
Промывка на машине удобна в случае,
если демонтаж форсунок затруднен и для этого необходимо удалять часть
навесного оборудования двигателя (например, снимать впускной
коллектор). После очистки форсунок на двигателе определенное количество
промывочной жидкости остается в «линейке» инжектора и масляной системе,
поэтому после промывки рекомендуется проехать 10-15 км в форсированном
режиме работы мотора, а затем сменить масло и масляный фильтр. Из-за
этого применение данного метода требует значительных временных и
финансовых затрат. Сократить их можно, совместив промывку инжектора и
плановую замену масла.
Осторожно – износ! Подвергать интенсивной
промывке инжекторы сильно изношенных двигателей опасно, так как при
этом вместе с грязью из форсунок удаляются отложения и нагар на кольцах
поршней и стенках цилиндров. В некоторых случаях компрессия мотора
может уменьшиться настолько, что он вообще перестает заводиться.
На
установках, где используются промывочные жидкости, не рекомендуют
чистить инжекторные системы КЕ-Jetronik с механическим впрыском
топлива. Дозаторы таких систем имеют малые рабочие зазоры, поэтому
очень чувствительны к загрязнениям и при промывке быстро забиваются,
что может привести к необходимости демонтажа, разборки и ремонта.
Форсунки механических систем не разбираются и очищаются только
продувкой сжатым воздухом. При сильном загрязнении они подлежат замене.
Индивидуальный подход
Наилучший
результат дает чистка демонтированного инжектора на специальном стенде,
где сравниваются производительность, форма факелов и качество распыла
каждой форсунки до и после промывки. Система управления стенда
имитирует работу инжекторов на двигателе с тем лишь отличием, что
вместо топлива через них протекает промывочная жидкость. Оператор,
управляя частотой электрических колебаний клапана инжектора, добивается
возникновения в канале подачи топлива кавитации – образования воздушных
пузырьков в жидкости. В результате происходит эффективное разрушение
загрязнений каналов форсунки и промывка ее сетчатого фильтра. Момент
возникновения кавитации определяется визуально – выходящая из форсунки
струя топлива из-за отслаивающихся шлаков приобретает коричневый
оттенок. Стенд позволяет также определить изменение электрических и
механических параметров форсунок, на основании чего принимается решение
о целесообразности их очистки, дальнейшего использования или замены.
Производительность
форсунок определяется как до, так и после промывки. Если после очистки
производительность форсунок разная (более чем на 5%), их рекомендуют
заменить поштучно или вместе. После промывки может выясниться, что
электромагнитный клапан вследствие износа полностью не закрывается,
поэтому форсунка «течет» в момент отсутствия импульса. Это является
причиной перерасхода топлива, увеличения нагара на клапанах и поршнях и
т.д. Такой инжектор также подлежит замене.
Индивидуальная очистка
форсунок на стенде дает максимальный эффект, намного превосходящий
«народные методы» – отмачивание в керосине, ацетоне, солярке и т.д.
Существуют установки, чистящие снятые инжекторы в ультразвуковой ванне.
Применение такого способа также дает хорошие результаты и позволяет
восстанавливать работоспособность форсунок с внутренними каналами самых
сложных конфигураций.
Источник : http://avtomaster.eu
|