Кризис перетасовал козыри на отечественном автомобильном рынке, и главным критерием при покупке автомобиля теперь стала цена. По крайней мере, такой вывод можно сделать из отчета о продажах легкового транспорта в России за первые шесть месяцев 2009 года, обнародованного в среду информационным агентством "Автостат".
Анализ рынка по сегментам показывает, что основные продажи сместились в ценовой диапазон от шести до десяти тысяч долларов. В первом полугодии здесь было продано около 30 процентов реализованных в России автомобилей.
Кроме того, увеличилась с ноля (в 2008 году) до пяти процентов доля легковушек стоимостью менее шести тысяч долларов. Правда, новых дешевых автомобилей на российском рынке, к сожалению, не прибавилось. А за резкий рост продаж бюджетных машин целиком и полностью отвечает тольяттинская "классика", которая из-за девальвации стала укладываться в эту ценовую нишу.
В результате доля автомобилей по цене ниже 10 тысяч долларов за первую половину 2009 года увеличилась с 13 до 35 процентов. Такое смещение спроса в сторону более дешевых автомобилей произошло, в первую очередь, за счет тех, кто до кризиса выбирал себе машину стоимостью от 10 до 20 тысяч долларов. В 2008 году в этом ценовом сегменте продавалось около 45 процентов всех легковушек на рынке, а за первые шесть месяцев 2009 года их доля сократилась более чем в два раза – до 25,7 процента.
При этом реализация автомобилей дороже 20 тысяч долларов за этот же срок сократилась не сильно – в среднем на один процент.
Рынок накрылся "тазом"
На первый взгляд на российском рынке ничего страшного не происходит: переход покупателей из среднего ценового сегмента в нижний для кризисных времен - нормальное явление. Однако все же стоит уточнить, на какие машины пересаживаются те, кто еще год назад претендовал на "фокусы", "короллы", "гольфы" и "пыжики".
В первую очередь речь, конечно, идет о продукции "АвтоВАЗа". При средней цене около семи тысяч долларов все тольяттинские модели находятся в нижнем ценовом сегменте. Именно они обеспечили в прошлом полугодии львиную долю (25 процентов от всего рынка) продаж автомобилей в нише "до 10 тысяч долларов".
По статистике Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в прошлом полугодии самыми востребованными моделями Волжского автозавода стали Priora (продано 49 тысяч автомобилей), Samara (47,2 тысячи), Lada 2105/2107 (36,6 тысячи) и Kalina (32,1 тысячи). Кстати, они же возглавили список из 25 самых продаваемых моделей на российском рынке по версии AEB за тот же период.
Остальные 10 процентов продаж поделили между собой бюджетные корейские автомобили. Правда, таких моделей на отечественном рынке предлагается немного. Прежде всего, это Chevrolet Lanos, Daewoo Matiz, Hyundai Getz, а также дешевые комплектации Daewoo Nexia и Kia Spectra. Кроме того, в России по-прежнему хорошо продается собираемый на "Автофрамосе" Renault Logan.
Что будет дальше
Даже по оптимистичным прогнозам скорого восстановления российского авторынка ожидать не стоит. Например, в "Автостате" считают, что продажи вернутся на уровень 2007 года (2,41 миллиона единиц), в лучшем случае, к 2012 году.
Миграция покупателей из среднего ценового сегмента в нижний тоже, скорее всего, продолжится, и может быть, даже ускорится, так как у иностранных автопроизводителей практически не осталось ресурсов, чтобы сдерживать вызванный девальвацией рубля рост цен. Снизив за первые полгода стоимость своей продукции в долларах на 20 процентов, они подошли к границе рентабельности продаж.
Кроме того, в начале года была возможность продавать со скидкой прошлогодние автомобили, и производители ею активно пользовались – в первом полугодии модели 2008 года составляли около 56 процентов от всего импорта в Россию. Сейчас эти запасы заканчиваются, а значит, рост цен неизбежен.
К тому же отечественным покупателям не на что приобретать машины. Объем выданных автокредитов за эти полгода по сравнению с аналогичным периодом в 2008 году упалв пять раз – до 130 - 150 тысяч одобренных заявок. Причем провалиласьдаже правительственная программа по льготному кредитованию, которая позволяет сэкономить при покупке машины до 40 тысяч рублей. На сегодняшний день, если верить счетчикуна сайте Минпромторга, оформлено всего 25,4 тысячи таких займов.
Самый пессимистичный сценарий
Правда, у правительства пока есть возможность поспособствовать снижению цен на иномарки. Для этого достаточно отказаться от повышенных в январе 2009 года пошлин на автоимпорт. Но, судя по всему, вместо этого чиновники предпочтут в очередной раз поддержать "АвтоВАЗ", продлив действие таможенных ограничений еще на девять месяцев.
А производство в Тольятти между тем агонизирует. За полгода убытки Волжского завода составили 16 миллиардов рублей и, как заявил газете "Ведомости" вице-президент компании по экономике и финансам Олег Лобанов, до конца года "АвтоВАЗ" вряд ли сможет выйти на уровень рентабельности.
Положение крупнейшего российского автопроизводителя ухудшают не только многомиллиардные долги, но и социальные обязательства перед 100-тысячным персоналом завода, который приходится содержать, несмотря на двукратное сокращение производства и длительные простои конвейера.
Таким образом, без дополнительной финансовой господдержки автогигант вряд ли доживет до Нового года. А в случае его гибели отечественный рынок лишится тольяттинских дешевых машин, на которые сейчас приходится четверть всех российских продаж автомобилей.
С другой стороны, в случае если государство продолжит выделять денежную помощь "АвтоВАЗу", то его продукцию можно будет переводить из нижнего ценового сегмента в средний.
По крайней мере, если взять только последний, уже освоенный Волжским заводом, 25-миллиардный транш и разделить его на количество проданных в первом полугодии машин (183 тысячи), то получится, что каждая "Лада" обошлась на четыре тысячи долларов дороже, чем указано в дилерском прайс-листе. Правда, оплатил эту прибавку не конкретный покупатель, а все российские налогоплательщики вместе взятые.
Артем Бетев URL: http://auto.lenta.ru
|