Как и ожидалось, введенная 14 ноября прошлого года временная ставка пошлины на ввоз кузовов в размере 15% таможенной стоимости (но не менее 5000 евро за штуку) после девяти месяцев утверждена в качестве постоянной. Заслон на пути крупноузловой сборки машин из импортных «конструкторов» должен был побудить предприятия наладить полный сборочный цикл. Например, черкесский завод Дервейс заканчивает монтаж линий сварки и покраски кузовов и в сентябре планирует начать выпуск китайских седанов и хэтчбеков Lifan уже по полному циклу, увеличив мощности с прошлых 7000 машин до 30—40 тысяч автомобилей в год. Инвестиционные кредиты в размере около $100 млн предоставили Сбербанк и группа компаний Меркурий.
А вот другие проекты по сборке китайских машин заморожены — это Автотрейд-12, который еще в мае закончил сборку всех закупленных в прошлом году машинокомплектов внедорожников Great Wall и седанов Brilliance, и завод Автомобили и моторы Урала (АМУР). На АМУРе в конце 2006 года стартовал совместный проект с дилерским холдингом Инком-Авто по сборке седанов Geely Otaka и внедорожников ZX Landmark, в который было вложено около 100 млн долларов. В 2006 году здесь было собрано 4225 китайских автомобилей, в 2008 году — 698, а с введением новых таможенных пошлин «отверточный» бизнес был свернут (Инком-Авто признан банкротом). Долги АМУРа по зарплате достигают 47 млн рублей. Руководство надеялось на продолжение сборки в случае отмены пошлин на «конструкторы», но надежды не оправдались.
Очевидно, будет продлено и действие заградительных пошлин на неновые иномарки младше семи лет. Сейчас ввоз подержанных автомобилей в Россию упал почти в тридцать раз. Вопрос будет решаться на заседании комиссии по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ. Исход заседания предугадать несложно: по официальным данным Минпромторга, повышение ставок привело к преобладанию производства автомобилей в России над импортом и к росту доходов бюджета.
|