Новогодний поезд из Москвы в Тольятти – битком: тольяттинцы возвращаются домой на праздники. "В Тольятти теперь работы нет” – расхожая присказка тех, кто умеет что-то делать руками, – в столицу на заработки уезжает все больше людей. В первую очередь речь идет о строительстве – где-где, а в Москве работу по этому профилю можно найти всегда. Тем, кто не хочет покидать город, дорога одна – в таксисты. Благо что на такси в Тольятти спрос по-прежнему большой, а водители такси – одна из самых востребованных специальностей, если верить бесплатным местным газетам. Вопреки страшилкам, жизнь в Тольятти пока еще есть. Несмотря на страсти последних месяцев, АвтоВАЗ даже не стал отказываться от проведения традиционной Рождественской синхронной гонки на радость фанатам "Лады”. Впереди у них новая жизнь с концерном Renault-Nissan.
Жизнь идет своим чередом – следствий "страшных” увольнений в городе пока не видно. В предновогодние дни тольяттинские гипермаркеты не могли вместить всех желающих – это при круглосуточном режиме работы. Спортивные клубы забиты, так же как и прочие предприятия сферы услуг – Тольятти переживает настоящий спортивный бум, благо что условия позволяют. До настоящих социальных волнений здесь еще далеко – да и вряд ли мы их теперь увидим. Может быть, кто-то действительно взялся за метлы, во всяком случае в городе и правда стало гораздо чище, а в это Рождество в Тольятти наконец заработали фонари, город украсила крупная рождественская иллюминация, исчезнувшая с улиц несколько лет назад. О том, что будет с заводом в 2010 году, беспокоится бизнес-элита, во многом завязанная на производство и поставки автокомпонентов. Только за ушедший год в Тольятти разорилось не менее десятка крупных автодилеров, которые торговали в том числе иномарками. Крупные стройки заморожены. Многие пытаются найти способы заработка вне города, налаживают новые проекты, ищут инвесторов. Настоящие последствия того, что происходит с АвтоВАЗом, ощутимо проявятся, вероятней всего, в середине-конце текущего года вместе с падением платежеспособности местного населения. Ведь именно на первый квартал запланированы основные мероприятия, которые и должны привести автозавод в тот вид, в котором он сможет не просто работать, но и зарабатывать.
В интервью радиостанции "Эхо Москвы” президент АвтоВАЗа Игорь Комаров рассказал, что основными мероприятиями 2010 года станут сокращение операционных расходов, достижение оптимальной численности и реструктуризация долга (на 1 декабря года – 80 млрд рублей). Кроме того, в марте-апреле наконец должно состояться заключение очередного соглашения между АвтоВАзом и Renault-Nissan, которое определит будущее российского автогиганта. Станет ясно, какие именно модели будут собираться в Тольятти, с использованием каких технологий. Еще в конце прошлого года была принята новая концепция развития дилерской сети (пока ее суть сводится к сокращению промежуточных звеньев цепочки и внедрению системы прямых заказов) – предполагается, что и она будет претворяться в жизнь.
Самым болезненным вопросом остается вопрос трудоустройства. Если летом численность персонала на ВАЗе составляла 102 тысячи человек, то сейчас – 90 тысяч, а на конец первого квартала 2010 года она должна сократиться до 72 тысяч человек. Таким образом, 30 тысяч человек потеряют статус "вазовца”, что, скорее всего, скажется на их благосостоянии. Половина останется работать на объектах социальной сферы, которые были переведены на баланс муниципалитета и федеральной казны, остальным придется искать работу на стороне. Напомним, в ноябре завод создал два дочерних общества – "АвтоВАЗ-Перспектива” и "Реформинг-центр” – туда должны быть выведены 12,4 тысячи человек. Эти дочерние общества будут принадлежать АвтоВАЗу на 100%, но зарплату их сотрудникам будет платить государство, привлекая сотрудников "дочек” АвтоВАЗа на общественные и другие работы. Правда, только в течение 14 месяцев – за это время АвтоВАЗ, Самарская область и федеральные министерства должны найти людям новую постоянную работу. В настоящее время рассматриваются самые разные, включая довольно экзотические варианты устройства людей, начиная от создания в Самарской области ОЭЗ с технопарком и до трудоустройства бывших вазовских сотрудников на работу на нефтяные вышки.
В прошлом году совет директоров АвтоВАЗа также принял решение о выделении шести производств (в том числе металлургического, прессового, инструментального, по переработке конечных отходов) в 100-процентные дочерние предприятия. Сейчас на этих предприятиях работают около 30 тыс. человек – к весне эти люди тоже могут остаться без "вазовского” статуса. По словам И. Комарова, для развития "дочек” возможно привлечение стратегического инвестора. Как оно будет на самом деле, покажет время. Между тем подготовка к новой жизни идет полным ходом: в течение всех рождественских каникул ремонтными службами завода проводилась модернизация конвейера, освобождались площади под совместные проекты с Renault-Nissan. Впрочем, для того чтобы "воскреснуть из мертвых” и хотя бы удержать свою долю рынка, заводу придется еще сильно постараться. Учитывая, что ВАЗ закончил год с огромным долгом и, вероятно, с не менее огромным убытком, а также складскими запасами автомобилей (50 тыс. шт. на конец декабря), логично было бы ожидать, что завод уже в январе начнет агрессивную ценовую политику. Не будем забывать и о том, что в планах АвтоВАЗа на 2010 год – увеличить объем производства хотя бы до 450 тыс. автомобилей. Посмотрим, какие цены завод предложит в начале года – вряд ли он сможет удержаться хотя бы от незначительного повышения цен.
|