FIAT Linea
Подписание финальных документов по созданию СП между Sollers и Fiat должно ознаменовать собой не только новый этап развития итальянской марки на российском рынке, но дать старт работе на территории РФ новой команды Fiat-Chrysler. О том, что российская компания в ближайшие дни подпишет документы, завершающие создание СП, AutoNews.ru рассказал один из участников рынка. Дилеры ожидают, что это произойдет 7-9 октября. По сведениям источника, речь пойдет не только о передаче дистрибуции итальянцам, но и о расширении модельной линейки легковых автомобилей для сборки в промзоне “Алабуга”: помимо собираемых FIAT Albea и FIAT Doblo, в плане заявлено поставить на конвейер FIAT Linea; модельный ряд также пополнят две легковые модели, одна из которых должна укладываться в сегмент low-cost.
Соглашения о намерениях по созданию двух СП стороны подписали еще в июне 2008 года: первое – по производству модели класса С FIAT Linea объемом 50 000 автомобилей в год и дистрибуции автомобилей Fiat, второе – по производству дизельного двигателя Fiat Powertrain Technologies F1A на производственной площадке ЗМЗ, входящей в группу Sollers. По условиям соглашений, Fiat и Sollers должны иметь равные доли в создаваемых СП – по 50%. Однако с тех пор компаниям некогда было заниматься этими вопросами. Sollers решал вопросы с долгами, которые на конец 2008 года составляли 18,8 млрд рублей, а сегодня достигли 25 млрд рублей, позже для компании на первый план вышло строительство завода по сборке SsangYong на Дальнем Востоке. Для итальянцев же весь последний год на первом месте стояла сделка с Chrysler, а затем Серджио Маркионне сражался за Opel. Поэтому СП, которое должно было стартовать сборкой FIAT Linea, на время подвисло в воздухе. Несмотря на то что сборку обещали начать сначала в 2008 году, а затем в 2009-м, до сих пор к ней так и не приступили. Впрочем, в компании уверяют, что проект замороженным считать нельзя.
По словам PR-менеджера Fiat Сергея Ильинского, сборка модели Linea начнется в первом квартале 2010 года. В настоящее время на заводе завершается отладка технологического оборудования и проходят финальные согласования документации. Первая опытная партия в несколько автомобилей проходит обкатку по дорогам Татарстана. Возможность появления на конвейере двух новых моделей здесь комментировать не стали. Формально СП уже работает, дело за документами. Как говорит г-н Ильинский, ценовая политика, модельный ряд, маркетинговая политика и все основные действия согласуются с основными партнерами, то есть с Fiat. Тем не менее с юридической точки зрения основным рулевым Fiat в России считается все-таки Sollers, поскольку дистрибуция, так же как импорт, управление дилерской сетью и модельным рядом в настоящее время осуществляется компанией “Дистрибьюторский центр “Турин-Авто”, 100%-ной дочкой Sollers, официальным дистрибьютором Fiat на территории РФ.
Создание СП – новая надежда российских дилеров. Дистрибуцию надо передать итальянцам, которые прямо заинтересованы в местном рынке и развитии марки, говорят участники рынка. Основными проблемами Fiat в России дилеры называют плохое продвижение, невнятное позиционирование, неправильную ценовую политику и невыгодные условия для дилеров. “Условия для дилеров у Fiat хуже, чем у других производителей, – комментирует коммерческий директор ГК “Автомир” Андрей Дя. – У Sollers большие проблемы с поставкой запчастей и по FIAT, и по SsangYong, – подтверждает А. Дя. – Так же как и с предоставлением гарантии дилерам. Почему – сложно сказать. Наверное, там есть проблемы и с производством, и с поставщиками – слишком долго затягивалась ситуация. Диалог с импортером мы, конечно, ведем, но здесь все зависит от того, ведут ли его другие дилеры. В одиночку договориться невозможно”.
Другой дилер, ГК “Фаворит Моторс”, не так давно отправлял в компанию Sollers письмо с требованием пересмотреть свои логистические процессы и систему гарантийного обслуживания. Как рассказал президент “Фаворит Моторс” Владимир Попов, письмо его компании было принято во внимание. По словам менеджера, его группа вела переговоры с Sollers и на предмет соблюдения дилерской сетью единых стандартов, поскольку марка FIAT, в частности, страдает от соседства с самыми разными брендами. “У нас есть претензии к контролю за продвижением марки, – комментирует В. Попов. – Если большой Fiat придет в Россию, безусловно, можно ожидать качественного изменения дилерской сети. Уверен, что она претерпит изменения и будет, наконец, приведена к единым стандартам. Нам на самом деле все равно, кто будет заниматься дистрибуцией – Sollers или Fiat. Главное, чтобы появилось четкое понимание марки как европейской марки с традициями. Вот чего мы ждем”.
Локализация производства новых моделей Fiat смогла бы повлиять на ситуацию, считают дилеры, поскольку сегодняшний модельный ряд, преимущественно импортный, оказывается слишком дорогим. Если Fiat хочет продавать свои машины на территории РФ, ему придется пересматривать ценовую политику. “Если цена на Linea будет адекватной, это будет просто бомба, – говорит питерский дилер. – Я вижу цену на этот автомобиль от 400-450 тысяч рублей. Но это будет вряд ли. Хотя машина нам нужна”. “Чтобы потребитель узнал бренд, конкурировать придется ценой, – согласен А. Дя. – Это придется делать однозначно не с такими моделями, как Mazda, Nissan, Toyota. Скорее Focus, Chevrolet, Hyundai”.
Между тем не будем забывать, что если Fiat придет в Россию, он придет с “довеском” в лице Chrysler (Chrysler Group LLC, где доля Fiat сейчас составляет 20%, а Серджио Маркионне является исполнительным директором в обеих компаниях). О том, как Fiat теперь видит работу на российском рынке, станет известно в начале ноября, сказали в Sollers, когда будет озвучен пятилетний план работы компании. Говорить о том, что можно ожидать слияния дилерских сетей Fiat и Chrysler в России в самое ближайшее время, пожалуй, не стоит. Но кое-какие подвижки, возможно, уже начались.
Так, например, на этой неделе российский офис Chrysler неожиданно решил “ужаться”: в компании прошли сокращения. Как объяснил AutoNews.ru генеральный директор ЗАО “Крайслер РУС” Джон Стек, реорганизация в большей степени затронет подразделения продаж и маркетинга легковых автомобилей, которые будут объединены. “Масштаб новой, более эффективной структуры будет отражать объемы бизнеса ЗАО “Крайслер РУС” на российском рынке, – сказал он. – Сейчас мы знакомимся, что называется, “сверяем часы” с партнерами и представителями Fiat в России. Но прямого взаимодействия в настоящее время не происходит”.
Елена Костякова http://www.autonews.ru
|