Вы спросите, а почему именно Jetta и Ford Focus?
Дело в том, что для всех Ford Focus основными конкурентами на западно-европейском рынке являются представители семейства VW Golf, и соответственно седан Focus соперничает в основном с седаном Jetta. Что же касается легенд и мифов, то основа имиджа торговой марки VW — ее история, и он вполне заслуживает определения легендарный, в то время как продукция европейского отделения Ford на подобное никак не претендует.
Бренд VW традиционно самый популярный в Европе, а уровень ежегодных продаж автомобилей торговой марки Ford примерно на 30% ниже. Еще более значительна разница (40%) между европейскими продажами семейств Focus и Golf.
На российском рынке все наоборот — Ford занимает первое либо второе место в рейтинге продаж автомобилей иностранных марок, а VW только 14-е, с объемом продаж, меньшим в 5,5 раза. Что касается конкретных моделей и их семейств, то Focus лидирует среди иномарок, хотя и с переменным успехом, а семейство Golf даже не вошло в список 25 наиболее продаваемых иностранных моделей в РФ. Суммарный объем сбыта Golf, Golf Plus и Jetta уступает семейству Focus в восемь раз. Отметим, что не только в России Focus успешнее, чем семейство Golf, аналогична ситуация в Великобритании и Испании, хотя и с меньшей разницей.
Долой регалии
В чем причина таких различий в популярности достаточно близких аналогов на рынках одного континента? Может, их потребительские качества существенно разнятся, или имидж моделей в разных странах не одинаков? Попробуем ответить на эти вопросы в ходе теста и, забыв о легендарном реноме бренда VW, объективно оценить седан Ford Focus в сравнении с VW Jetta.
Внешнее оформление Jetta и Focus не просто отличается, в рамках своего класса оно полярно разное. Jetta даже среди других моделей VW выделяется подчеркнутой скромностью и сдержанностью дизайна. Volkswagen в ней угадывается сразу, но еще легче и быстрее ее облик стирается в памяти, едва отвернешься. Лаконичные и, в общем, приятные глазу очертания автомобиля слегка портит тяжеловесная корма, не столько длинная, сколько высокая и массивная.
Кстати, седан Ford Focus, имеющий большую базу и меньшую габаритную длину, отличается от Jetta укороченным задним свесом, благодаря чему его силуэт смотрится динамичнее и изящнее. Внешнее оформление Ford Focus II 2004 модельного года, пожертвовав оригинальностью первого поколения 1998 модельного года, стало значительно более современным, солидным и элегантным.
Прошло всего лишь три года, и Focus II подвергся серьезной косметической операции, да такой, что многие сочли ее не рестайлингом, а полным обновлением модели. Облик автомобиля стал откровенно более агрессивным. Комуто это может не понравиться, но, по нашему мнению, Ford сумел пройти по лезвию ножа: немного больше остроты в оформлении передка — и получится заурядный китч, немного меньше — и новое будет трудно отличить от старого.
Конечно, в оценке внешности велика роль субъективной составляющей, и поэтому окончательный выбор каждый сделает сам. Мы же уверены, что облик обеих машин достаточно интересен, чтобы привлечь внимание как покупателей, так и почитателей, вот только у Ford Focus в России их будет больше благодаря яркой динамичной внешности. Но и у Jetta есть свои плюсы — строгость и моральная долговечность дизайна.
В аристократы
Модернизация коснулась и оформления интерьера Focus — здесь явно виден эволюционный процесс. На первом Focus передняя панель интерьера была выполнена в футуристическом стиле, но изготовлена исключительно из жестких пластмасс, правда, очень убедительно имитирующих благодаря фактуре мягкую поверхность. На Focus II отделка интерьера претерпела кардинальные изменения. Футуризм уступил место европейской классике, а целый ряд крупных отделочных деталей получил мягкую поверхность.
Последняя модернизация архитектуры передней панели не затронула, зато поменялся материал наиболее крупной ее детали, расположенной на самом виду, — она протянулась во всю ширину салона от левой передней стойки до правой. До сих пор ее изготавливали из, если можно так сказать, полужесткого пластика, подающегося под давлением пальца максимум на пару миллиметров. Новый же материал податливее раза в четыре. Надо сказать, что такой нечасто встретишь и в автомобилях более высоких классов. Но не обошлось и без конфуза — на нашем образце «деревянная» отделка центральной консоли, весьма скромная по занимаемой площади, поражает воображение и пробуждает любопытство: где растет эта порода и как называется? Более впечатляющей «фанеровкой» может похвастаться только Daewoo Nexia.
Скромное обаяние
Сдержанность и строгость наружного дизайна VW Jetta вполне соответствуют функционально-прагматическому стилю оформления интерьера. Однако даже команда, проводившая эти испытания, сочла утилитарность ее внутренней отделки излишней. При этом Jetta абсолютно не поддается критике по части изготовления, сборки, подгонки и подбору цвета и фактуры панелей отделки интерьера, даром, что все они жесткие. Словом, легендарное качество сборки VW проявилось здесь в полной мере, несмотря на это, интерьер Jetta производит не только небогатое, но даже простоватое впечатление.
Покинув эмоционально холодный интерьер Jetta, так и хочется броситься в мягкие объятия салона Focus. Кстати, пассажирские салоны у обоих относятся к наиболее вместительным в классе «С» и в этом уступают, пожалуй, только Nissan Tiida. Оба достаточно просторны для дальнего путешествия вчетвером, чему соответствуют и емкие багажники, но отправляться в дальнюю поездку впятером будет уже авантюрой, особенно на Ford Focus, где средний пассажир второго ряда, отодвигая крайних вбок, заставляет их упираться головами в притолоку. То же относится и к Jetta, но в меньшей степени.
Седан Focus для теста мы выбрали с 1800-кубовым мотором (125 л. с.) и обычной механической коробкой передач. Jetta досталась с двигателем послабее — 1600-кубовым, с двумя клапанами на цилиндр (102 л. с.) и тоже с механикой. Надо сказать, что ассортимент силовых агрегатов для Jetta на нашем рынке куда как невелик по сравнению с предложением для ближайшего родственника VW Golf. Выбранная нами наименее дорогая Jetta хоть както корреспондируется с нашим вариантом Ford Focus. В общем, проигрыш VW Jetta в динамике разгона спрогнозировать было несложно. Даже в заявленных производителями данных время разгона до 100 км/ч с места у Jetta на 2 с больше. В реальных условиях разница между соперниками еще более очевидна. Несовременный мотор VW не слишком уверенно «тянет» внизу и высокие обороты не любит. Болееменее работоспособен он только в самой середине диапазона (3000—5000 об/мин).
Впрочем, у значительно более современного двигателя Ford характеристика еще более ровная, без особого подхвата на верхах и без паровозной тяги внизу, но в отличие от соперника диапазон уверенной тяги начинается почти от оборотов холостого хода и продолжается вплоть до красной зоны тахометра. В общем, Focus с двигателем 1,8 не разочарует вас ни в городских пробках, ни на скоростных магистралях, если только это не автобан в Германии. А вот VW Jetta многое теряет из-за устаревшего мотора, правда, это характерно только для развивающихся рынков, куда сбывают подобные неполноценные модификации. В Западной Европе 102-сильная Jetta 1.6 практически не продается, да и у нас она существует как бюджетный вариант. Недостатки этого мотора усугубляет повышенный уровень шума при интенсивном разгоне. Основным источником шума в Ford Focus являются шины, шум качения которых образует постоянный фон на скоростях свыше 50 км/ч.
Платформы
Носителем платформы VW Golf/Jetta является целый ряд хорошо известных автомобилей — Skoda Octavia, Seat Leon, Audi A3, а также VW Touran и Tiguan. В свою очередь, на платформе Ford Focus построены все «маленькие» Volvo (C30, S40, V50), Mazda3 и Ford C-Max. Собственно, это две самые популярные платформы на европейском рынке, и характерно то, что их разработчикам удалось заложить в них возможности, позволяющие по-разному сочетать управляемость и плавность хода, чем и выделяются перечисленные представители каждой. Одни из них настроены более спортивно, отчасти жертвуя для этого плавностью хода, другие ровно наоборот, но компромисс между этими противоречивыми свойствами остается на высоком уровне. Так, например, Skoda и Volvo в большей степени настроены на комфортабельность, а Seat и Mazda — на спортивность. Что касается участников нашего теста, то это, пожалуй, представители золотой середины, но тем не менее разница в их дорожных манерах оказалась немалая.
Ford однозначно выигрывает по плавности хода, причем не только у Jetta, но и у большинства других конкурентов. Мягко обрабатывающий почти весь спектр дефектов наших дорог, Focus поначалу может даже быть обвинен в «неспортивности поведения». К примеру, на асфальтовых волнах вертикальные перемещения его кузова будут побольше, чем у Jetta, но поскольку в раскачку они не переходят, то и к недостаткам управляемости не относится. Модели Focus остается пожелать только большей информативности рулевого управления, в остальном к ней претензий нет ни по плавности хода, ни по управляемости. Этот вместительный, недорогой семейный седан вполне заслуживает звания driver`s car — автомобиль для водителя. В поворотах Focus доставляет истинное удовольствие своим восхитительно точным рулевым управлением и почти нейтральной поворачиваемостью.
VW тоже неплох, но без восторга — великовата мертвая зона в центре, да и в целом его руль заметно уступает сопернику по информативности и особенно по точности. На большей части типов и размеров неровностей дорожного покрытия Jetta ведет себя жестче, чем Focus, но отнюдь не дискомфортно, и только на редко встречающейся «стиральной доске» преимущество подвески Focus оказалось подавляющим.
Мнение тест-редактора
Достаточно сложно определить явного лидера в этой паре, наверное, даже и вовсе невозможно. Focus более комфортный и мягкий, его отделка выглядит богаче, Jetta же выигрывает по эргономике водительского места и поведению на высоких скоростях. Во время наших испытаний мнения участников тест-группы о победителе разделились поровну, и ненапрасно.
|