Оба автомобиля можно рассматривать в качестве универсального транспортного средства на каждый день для всей семьи. В городе будет весьма кстати высокая посадка и большая площадь остекления, в дальних поездках понадобится просторный салон и вместительный багажник, при съезде с асфальта не будет лишним полный привод и большой дорожный просвет. И никакой рамы, никаких рессор. В самом деле, зачем нужно все это хозяйство, если вы не собираетесь забираться в грязь каждый день? При этом любителям активного образа жизни Land Rover Freelander как нельзя лучше подойдет в качестве... модного аксессуара! Да-да, вы не ошиблись. Стильный дизайн и такой же стильный интерьер, в котором "кубизм" британской марки выдержан до последней (почему-то перевернутой вверх ногами) клавиши, - это, безусловно, сильные стороны британского паркетника. Пусть не самые дорогие, но довольно качественные материалы отделки и обивки, множество удобных боксов и карманов-сеток для мелочей - здесь Freelander вне конкуренции. Вертикальная посадка водителя и пассажиров позволила обеспечить при компактных габаритах необходимый минимум пространства, однако назвать салон по-настоящему большим язык не поворачивается. То же и с багажным отделением: есть необходимый минимум, но только и всего. Santa Fe в этом отношении представляет собой едва ли не противоположность. Интерьер типичен для большинства американских и "проамериканских" моделей, и он ясно дает понять, что корейцы предложили много автомобиля, но без особых изысков. Высокого стиля мало, зато места побольше, чем в Land Rover. Больше кузов, длиннее колесная база. Поэтому, даже несмотря на более "приземленную" посадку, и спереди, и сзади просторно. Плюс большой багажник, в "подполье" которого нашлось место для технической мелочевки. Иными словами, Santa Fe по сравнению с Freelander является более просторным автомобилем. Если это принципиально, тогда выбор в пользу корейского паркетника очевиден. Но в качестве "аксессуара" стильный "британец" однозначно лучше.
Ездовые качества
Парадокс: Land Rover Freelander, не обладавший какими-то сверхъестественными способностями и, более того, уступавший по многим параметрам своим одноклассникам, тем не менее отлично продавался благодаря именитой "фамилии". И Hyundai Santa Fe первого поколения тоже хорошо продавался, но, как ни странно, вопреки "фамилии". Потому что обладал тем, чего не могли дать конкуренты. Поэтому, если в случае с новыми авто престиж марки имеет огромное значение, а для "бэушки" уже важнее репутация этой самой марки, можно долго не объяснять, по каким причинам Freelander и Santa Fe оказались на тех позициях, на которых они сегодня находятся. Скажу сразу: Freelander произвел очень странное впечатление. Да, в нем чувствуется порода - отделка интерьера и цветовая гамма с "закосом" под британский стиль. Да, присутствует фирменная "капитанская" посадка - очень удобная, если едешь по бездорожью. Но зачем это все ему? Салон как папка "Избранное", где обычно лежит всякий ненужный хлам. Перевернутые переключатели, использование деталей от других моделей к месту и не к месту - впечатление совсем не как от благородного британского авто. А это что? Что, спрашиваю вас, это за крены такие? Range Rover Classic на зависимых мостах ездил лучше, не скребя в поворотах зеркалами об асфальт. И при этом он мог без подготовки хоть на "Дакар" поехать, а докуда сможет доехать это "существо"? Hyundai Santa Fe после этого как капля валерьянки. Широкие и мягкие кресла, нормальная, хотя далеко не совершенная эргономика, дешевая пластмасса, но вполне симпатичный дизайн интерьера. Да, это не откровение, но хотя бы понятно, для кого и зачем сделана машина. Для тех, кто хочет просто ездить, и ездить с комфортом. А этого у Santa Fe хоть отбавляй! Подвески мягкие и, в отличие от Freelander, не "щелкают" на стыках. Хотя и крены, как видите, тоже немаленькие, но здесь понятно, что это часть философии автомобиля: он предпочитает ездить медленно, но с достоинством. Чуть не ляпнул "как джентльмен"... И, кстати, о моторах: имея почти одинаковый рабочий объем и архаичные 4-диапазонные "автоматы", обе модели казались идеальными соперниками. Но Santa Fe и здесь не оставил шансов: он так же быстр, как Freelander, но при этом умудряется делать все мягко и спокойно, а не с ревом и рывками, как "британец". В общем, "мушкетеры десять лет спустя": теперь уже Freelander продается вопреки имиджу, а Santa Fe - благодаря заслугам.
Эксплуатационные качества
Количество и серьезность проблем, с которыми может столкнуться покупатель подержанных Freelander и Santa Fe при последующей эксплуатации этих внешне похожих на внедорожники автомобилей, в немалой степени зависит именно от того, как часто в прежней жизни им доводилось съезжать с асфальта и какой сложности бездорожье покорять. Почему? Потому что никакие они не вездеходы, и если старые хозяева этого не понимали, проблемы способны оказаться вполне серьезными. Проходимость Freelander и Santa Fe, несомненно, гораздо выше, чем у любой обычной легковушки, будь она даже с полным приводом. Но по запасу прочности деталей, в первую очередь страдающих от тяжелых условий движения, преимущество далеко не столь очевидно. Это сулит немалые расходы на ремонт узлов трансмиссии и подвески, если покупка состоялась без предварительной диагностики всего, что могло пострадать (коробка передач, особенно если она автоматическая, сцепление, если покупается вариант с МКП, карданный вал и его подшипники, вискомуфта и т.д.). Это же может омрачить эксплуатацию, когда при покупке сделана ошибка - одна из рассматриваемых моделей взята вместо более крепкого универсального внедорожника, чтобы регулярно штурмовать буераки. Да, и не забывайте про днище, ведь ему тоже достается, а коррозия не заставит себя долго ждать. Ну а если Freelander или Santa Fe приобретается для преимущественно городской эксплуатации и на момент покупки находится во вполне удовлетворительном техническом состоянии? Тогда особых проблем не предвидится - по общей надежности Freelander и Santa Fe близки к среднестатистическому уровню. Чаще всего ремонтных вмешательств, понятно, будут требовать подвеска, рулевое управление и тормоза. Если говорить о долговечности деталей подвески и рулевого управления, то у Freelander стойки и втулки переднего стабилизатора выдерживают до 30 тыс. км, рулевые наконечники - 60-80 тыс. км, шаровые опоры и сайлент-блоки рычагов передней однорычажной подвески - 80-100 тыс. км, шарниры задней "многорычажки" - 150-180 тыс. км, амортизаторы - 90-100 тыс. км. По Santa Fe расклад следующий: шарниры стабилизатора - 40-60 тыс. км, рулевые наконечники - 60-80 тыс. км, шаровые опоры рычагов передней "однорычажки" - 60-80 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов и рычагов задней "многорычажки" - не меньше 100 тыс. км, амортизаторы - 90-100 тыс. км. Как видим, большой разницы по выносливости деталей ходовой между сравниваемыми моделями нет. Нюанс может крыться в тормозах. Например, у тестового Santa Fe они дисковые спереди и сзади, с долговечностью колодок и дисков порядка 30 тыс. и 70-90 тыс. км соответственно, в то время как у Freelander задние тормозные механизмы барабанные, и их колодки, а тем более барабаны, хотя и дороже, но служат гораздо дольше. При щадящей эксплуатации к надежности двигателей и коробок передач, которыми были оснащены машины, побывавшие на тесте, претензий нет. В недостатках у V-образных бензиновых "шестерок", понятно, "прожорливость". И если она не устраивает, есть выбор - более экономичные 1,8 л у Freelander или 2,0 л (учтите только, что эта версия Santa Fe сугубо переднеприводная) и 2,4 л у Santa Fe. Или совсем экономичные дизели 2,0 л (марок Rover или BMW в зависимости от года выпуска) у Freelander и опять-таки 2,0 л у Santa Fe. И в любом случае к другим модификациям придется присмотреться, если нужен вариант с МКП, - версии с V6 оснащались только "автоматами". По наличию запчастей, их стоимости и мест, где машину возьмут в ремонт, предпочтительнее выглядит Santa Fe. Честно говоря, корейский паркетник совсем неплохо смотрится на фоне Freelander. Ищи я себе псевдовездеход, Santa Fe точно оказался бы в числе рассматриваемых вариантов, а вот Freelander - сомнительно.
Внедорожный арсенал Оба автомобиля конструктивно похожи: несущий кузов, независимые подвески спереди и сзади, вязкостная муфта в качестве межосевого дифференциала. Но у Freelander есть дополнительное преимущество в виде понижающей передачи. Кроме того, "британец" оснащался системой помощи спуска с горы (HDC), а система стабилизации на бездорожье имитирует работу межколесных блокировок, что в некоторых случаях может оказаться полезным. Историческая справка Модель Santa Fe стала для компании Hyundai первым самостоятельно разработанным внедорожником и, собственно говоря, первым паркетником с несущим кузовом - до этого корейцы производили лишь рамный Galloper, технически очень близкий Mitsubishi Pajero... Впервые прототип был представлен общественности в конце 1998 года, а серийное производство Santa Fe началось лишь в 2000-м. Модель, ориентированная в первую очередь на североамериканский рынок, оснащалась бензиновыми моторами большого литража: 2.0 (136 л.с.), 2.4 (145/150 л.с.) и 2.7 (173 л.с.). С 2001 года начали предлагать 2,0-литровый турбодизель CRDi (113/125 л.с.), а с 2003-го - бензиновый мотор 3,5 V6 (195 л.с.). В 2005 году появилась модель второго поколения. Историческая справка Первый компактный Land Rover с несущим кузовом увидел свет в 1998 году. Freelander был предложен в 3- и 5-дверном исполнениях, причем 3-дверная версия предлагалась с жесткой (Hardback) и мягкой складной (Softback) крышей. Первоначально автомобиль оснащали либо бензиновым двигателем 1.8 (120 л.с., позднее 117 л.с.), либо 2,0-литровым турбодизельным мотором (97 л.с.). Однако уже в 2000 году появились моторы 2.5 V6 (177) и 2.0 Td4 (112 л.с.). В 2003 году Freelander был модернизирован, в 2004-м появилась "спортивная" версия SE с уменьшенным клиренсом и 18-дюймовыми колесными дисками, а в 2006-м произошла смена модели - на сцену вышел Freelander II.
Сергей БОЯРСКИХ Павел КОЗЛОВСКИЙ, Иван КРИШКЕВИЧ
|