Волжский автозавод прощается со своей историей. На автосалоне в Токиоокружение Карлоса Гона ясно дало понять, что намеревается превратить ВАЗ в огромную площадку для сборки автомобилей на платформе Renault Logan, таким образом, справедливо рассматривая Россию как страну третьего мира. В Японии для Nissan, к примеру, первостепенным становится развитие ниши электромобилей: минуя нишу гибридов, японцы решили сосредоточиться на последнем слове техники – электротехнологиях. Россиянам пока это направление совершенно неинтересно.
В Токио Nissan представил также абсолютно новую платформу V, собирать машины на базе которой компания намеревается на развивающихся рынках, но даже в этот лист Россия не попала. Пока утверждено только три завода Nissan, где будут производиться машины на V-платформе (Индия, Китай, Таиланд; не исключено, что Nissan поделится платформой и с Renault), но вероятность того, что разработка уйдет в Россию, невелика. Как объяснил AutoNews.ru исполнительный вице-президент Nissan Motor Колин Додж, это связано с проблемами локализации: своих поставщиков в России почти нет и даже собственный завод Nissanпод Питером работает практически полностью на японских комплектующих. Именно поэтому концерну Renault-Nissan в России проще заняться развитием все той же платформы Logan, которая уже несколько лет собирается на “Автофрамосе” в Москве. У Logan, таким образом, остаются самые сильные шансы превратиться в русский народный автомобиль.
Уход Максима Нагайцевас поста вице-президента по техническому развитию Волжского автозавода окончательно поставил крест на собственных разработках АвтоВАЗа. Эта должность в настоящее время остается вакантной и, вполне возможно, будет упразднена уже в начале следующего года за ненадобностью. Кстати, назначение Нагайцева, инженера по образованию, на должность вице-президента по маркетингу и продажам тоже выглядит весьма неоднозначно: продажами М. Нагайцев никогда не занимался, зато сильно увлекался в последнее время “проектом С”. Не сказать, что АвтоВАЗ еще в лучшие времена радовал новинками, но несколько достижений у него все-таки было.
Начать хотя бы с того, что инженерный отдел был на ВАЗе с самого начала, и знаменитый FIAT-124, прежде чем попасть на советский конвейер, был сильно модифицирован. В первую очередь наши инженеры оснастили ВАЗ-2101совершенно другим двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. Двигатель стал более короткоходным, а значит – более приемистым. В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки “ФИАТ-124” было внесено свыше 800 изменений.
На ВАЗе смогли приподнять переднюю часть машины, увеличив дорожный просвет с 164 до 175 мм, ведь дороги у нас всегда были плохого качества. Увеличили бы и больше, но сзади это не позволял сделать картер неразрезного моста. Отечественное бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat – их заменили барабанными механизмами. Кузов также пришлось усилить.
Или другой повод для гордости – “Нива”. ВАЗ-2121обогнал развитие мирового автопрома на несколько лет. Первый в мире внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом начал серийно производиться с 5 апреля 1977 года. Несущий кузов давал “Ниве” преимущество на обычных дорогах с твердым покрытием, а отменная геометрия кузова и трансмиссия с постоянным полным приводом, двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом позволяли “Ниве” соваться в самые непроходимые места. Мировые инновации, такие как использование независимой передней подвески, закрытого комфортабельного цельнометаллического несущего кузова, в сочетании с невысокой (по мировым меркам) ценой вызвали в мире сенсацию. Полмиллиона автомобилей “Нива” было продано более чем в сотню стран мира. К внедорожникам без рамы западные компании пришли позже, и теперь этот многочисленный класс автомобилей именуется SUV или кроссоверы. На стыке 70-80-х годов доступные по цене зарубежные внедорожники, как Suzuki Jimny/Samurai, имели рамную конструкцию, жестко подключаемый полный привод, зависимую подвеску.
Процесс усовершенствования вазовских моделей никогда не останавливался. Правда, пока мы занимались усовершенствованиями, мировые автогиганты создавали новые поколения автомобилей. За двадцать лет советского периода существования завода самостоятельно были сконструированы и доведены до производства ВАЗ-2121 “Нива” (1977), ВАЗ-2108 “Самара” (1984) и ВАЗ-1111 “Ока” (первый показ – июнь 1987 года)... В недрах завода разрабатывались совершенно разные машины. С самого начала задумывалось создать и доступную микролитражку-хэтчбек. Самым продвинутым на тот момент был проект “Ладога” 1976 года.
Занимался НТЦ АвтоВАЗа и электромобилями. В конце 80-х по территории завода тихо жужжали электрокары “Пони”. На АвтоВАЗе работали не только лучшие инженеры страны, но и самые “крутые” программисты: АвтоВАЗ стал первым предприятием в СССР, на котором в 1983 году с помощью вируса в компьютерной программе был остановлен сборочный конвейер. Потом, видимо, конвейер пустили, а вирус остался.
Елена Костякова Кирилл Орлов
|