Дождались. С 4 июня, техосмотр отменен – вступил в действие годичный мораторий. Это значит, что все талончики-2011 автоматически продлеваются еще на год. А покупатели новых машин более не обязаны проходить ТО – талоны они получат при постановке автомобиля на учет. Также стали известны подробности нового законопроекта о техосмотре. Стоимость процедуры вырастет, а штрафы отменят. Сначала – о моратории. Итак, автомобилисты могут ликовать. Те, кто должен был пройти ТО в этом году, но не прошел его. И те, кто собирался в МРЭО летом, осенью или зимой 2011-го, мысленно готовясь сдирать тонировку и вести нудный диалог с инспекторами о «правильности» и «законности» кенгуринов. Мораторий не для всех Если под лобовым стеклом вашей машины красуется талончик, срок действия которого истек в феврале, ничто и никто не помешает вам вновь выехать на дорогу. Инспектор вправе проверить талон, но не вправе оштрафовать вас за истекший срок его годности и снять с автомобиля номера. В следующий раз на пункте инструментального контроля вам необходимо появиться лишь в феврале 2012 года. Не забудьте только вовремя продлить действие полиса ОСАГО – в этом, а не следующем году. Отметим, что о «революционном» постановлении правительства стало известно 26 мая. Сам же документ датирован 24 числом. И многие восприняли это как руководство к действию. Зря. Вплоть до полуночи в пятницу, 3 июня, инспекторы вправе были штрафовать всех, чей талон техосмотра был датирован январем-маем текущего года. Впрочем, уже сегодня они могут спокойно получить снятые с машины номера обратно. Для этого придется предъявить просроченный талончик и оплатить штраф. Но заново проходить ТО этим водителям не придется. Приятный бонус получили и владельцы автомобилей, сошедших с конвейера менее года назад. Теперь «инструментальный контроль» им проходить не надо. В ходе регистрационных действий машину осмотрят только визуально, после чего выдадут заветный талон. Важный момент: под амнистию с 4 июня попадают только легковые автомобили и мотоциклы. Грузовиков и легковушек, задействованных в коммерческих перевозках, это не касается. «Данные изменения не распространяются на легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей с числом мест для сидения более восьми, кроме места водителя, транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для перевозки опасных грузов, а также машины со спецсигналами и учебные автомобили», – так прокомментировал этот пункт замначальника Департамента ОБДД МВД РФ Владимир Кузин. В переводе с канцелярита на более привычный для нас язык, это значит следующее: грузовики, маршрутки и легковые такси обязаны проходить техосмотр по «старым правилам». И мораторий к ним не относится. А как быть тем, кто собирается ехать на машине за границу? В Европе никого не волнует внезапно свалившееся на россиян счастье. И автомобиль с просроченным талоном ТО там вне закона. Никаких проблем. Достаточно обратиться в местное подразделение ГИБДД и получить вместо старого талона новый, датированный 2012 годом. Взятки отменяются Теперь – о новом законе, который депутаты готовятся рассмотреть во втором чтении 14 июня и принять его в окончательном, третьем чтении уже на следующий день. Текст законопроекта № 154738-5 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» более не является тайной. И есть в нем как приятные, так и неприятные для автомобилистов моменты. Так, техосмотр по-прежнему будут проводить инспекторы ГИБДД. И в данном случае процедура будет называться «ГТО». Но можно будет пройти техосмотр и у «частников», аккредитованных Российским союзом страховщиков (РСА). И тогда это будет уже просто «ТО». Под «частниками» подразумеваются абсолютно любые автоцентры с полным набором необходимого диагностического оборудования и имеющие в штате минимум одного техэксперта. То есть прогнозы, что «коммерческим техосмотром» будут заниматься исключительно дилеры, оказались несостоятельными. Процедура будет выглядеть следующим образом: вы приезжаете на СТО, машину осматривают специалисты станции, после чего в течение суток делают в специальной базе отметку, что вы успешно прошли техосмотр. Естественно, пресловутая база будет электронной. Ее созданием на данный момент заняты сотрудники МВД. Что любопытно, законопроект исключает ответственность за «неявку» на ТО. То есть если вы не захотите или не сможете пройти вовремя техосмотр, – не проходите его. Такой вывод можно сделать из текста документа. Штрафы за просроченный талон или его отсутствие отменяются в принципе. И номера останутся при вас – закон запрещает инспекторам ДПС снимать их с автомобиля в случае, если тот не прошел ТО. Правда, есть нюанс. Согласно законопроекту, не пройдя техосмотр, вы не сможете оформить полис ОСАГО. А езда без страховки чревата неприятными последствиями. В том числе и для кошелька. Кстати, о неприятных последствиях. То есть об авариях. В случае если ДТП произошло из-за неисправности автомобиля, не выявленной в ходе ТО, ответственность за это несет руководство техцентра, в котором машина была признана годной к эксплуатации. Можно предположить, что благодаря этой норме с российских дорог наконец-то исчезнут чадящие «Жигули» с неисправными тормозами и древние, разваливающиеся на ходу иномарками с оторванными рулевыми тягами. Благо эксперты СТО вряд ли станут рисковать головой, принимая от водителя «дань» и выпуская его «автохлам» на трассу. Цена вопроса Кто, где и как часто? Тоже не последний вопрос. Авторы законопроекта ответили на него следующим образом: владельцы новых машин (к этой категории отнесли все автомобили не старше трех лет) проходить инструментальный контроль не будут. Достаточно будет лишь обратиться в подразделение ГИБДД и получить талон. Владельцам авто возрастом от 3 до 7 лет придется заезжать на ТО раз в два года. Всем остальным – ежегодно. Кроме коммерческого транспорта. В отношении него будет действовать прежняя норма: на техосмотр – раз в шесть месяцев. И напоследок – самое неприятное. Ценник будет кусачим. В документе не говорится о конкретных цифрах – стоимость процедуры должны определить федеральные органы исполнительной власти. Но при этом авторы законопроекта указывают: ТО «по-новому» обойдется автовладельцам в сумму большую по отношению к стоимости госпошлины и меньшую по отношению к стоимости услуги «талончик на дом». Если учесть, что госпошлина – 300 рублей, а взятка (будем называть вещи своими именами) – 5000 рублей, то несложно предположить: за легальный техосмотр придется отдать несколько тысяч рублей. Впрочем, это все равно дешевле «полюбовного решения вопроса» с сотрудниками ныне действующих ПИКов. И, смеем надеяться, проще, быстрее, чем ТО «по-старому» – с километровыми очередями и прибытием в МРЭО к четырем утра.
Александр Кузьмин
|