Nissan X-Trail — кроссовер второго поколения пользуется хорошим спросом во всем мире благодаря оригинальности, брутальной внешности, придающей модели сходство с флагманом марки Nissan Patrol. Honda CR-V — дизайн третьего поколения этой модели сильно отличается от предшественников. Теперь он воспринимается скорее не как внедорожник, а как большой хэтчбек или минивэн.
Кроссоверы, бесспорно, сейчас на гребне автомобильной моды. А начало этой тенденции положено лет 15 назад с растущей популярности автомобилей повышенной проходимости, среди которых преобладали настоящие вездеходы рамной конструкции с жестко подключаемым полным приводом. Легковых автомобилей повышенной проходимости было совсем мало, и на них владельцы полноразмерных джипов смотрели свысока в любом смысле. Хотя сейчас однозначно разделить полноприводные автомобили на кроссоверы и «настоящие вездеходы» практически невозможно. Всем понятно, что Land Rover Defender относится к бескомпромиссным вездеходам, а Toyota RAV4 — к кроссоверам, но между ними около 100 базовых моделей, в числе которых немало таких, которые можно отнести к двум лагерям одновременно. Собственно, и термина «кроссовер» 15 лет назад еще не было. Это вполне благозвучное словечко придумали совсем недавно для замены немного обидного словосочетания «паркетный внедорожник». Да и многие из этих по сути «паркетных внедорожников» благодаря новым сложным системам полного привода могут дать фору по проходимости любому «настоящему» вездеходу, а на асфальте не отстанут от спортивных автомобилей.
Эмоциональный выбор
Для изучения мотивации покупки кроссоверов средней размерности мы намеренно выбрали два максимально различных между собой представителя этого сегмента рынка. Впрочем, общего между ними тоже немало: японское происхождение, новизна, габаритные размеры, параметры двигателей и популярность на всех мировых рынках. Так что милости просим на состязание Honda CR-V (третьего поколения) и Nissan X-Trail (второго поколения).
Honda CR-V внешне кардинально отличается от своих предшественников. Убрав запаску внутрь, в нишу багажного отсека, «заострив» передок, сильнее наклонив поверхность боковых стекол и очертив их верхнюю границу плавной хромированной дугой, то есть по максимуму искоренив внедорожные мотивы, дизайнеры добились того, что эмоционально новый CR-V воспринимается скорее не как кроссовер, а как минивэн со слегка спортивным привкусом или даже большой хэтчбек. И в этом отношении он превзошел даже свою извечную соперницу Toyota RAV4, созданную на основе схожей стилистической концепции.
Брутальный вид
Второй участник этого теста, Nissan X-Trail, демонстрирует диаметрально противоположную идеологию дизайна кроссоверов, выраженную лозунгом: «Каждый кроссовер должен выглядеть джипом». По подчеркнутому пренебрежению канонами автомобильного дизайна Nissan X-Trail уступит только представителям некоторых американских производителей. Непривычные пропорции, сочетание выпуклых и почти плоских поверхностей, вызывающая форма блоков передней светотехники и опционные массивные релинги на крыше со встроенными прожекторами — все эти стилистические приемы направлены на создание образа бескомпромиссного вездехода, похожего к тому же на старший во всех отношениях Nissan Patrol. И, судя по популярности X-Trail в разных частях света, такая маскировка кроссовера под настоящего «проходимца» отлично сработала — яркий пример эмоционального подхода при выборе машины.
Без авангарда
При всем внешнем различии по стилистике интерьеров соперники разнятся совсем немного. В отличие от X-Trail первого поколения передняя панель салона приемника прорисована в классическом стиле и выглядит значительно добротнее и богаче отчасти за счет использования высококачественных, хорошо подобранных по цвету и фактуре пластиков. Внутренняя отделка Honda CR-V, архитектура передней панели которого более изысканна, нам понравилась чуть больше.
Организация рабочего места водителя в обоих случаях не вызывает нареканий во многом благодаря большому диапазону обеих регулировок рулевой колонки. Особенно порадовали передние сиденья Honda — великолепный профиль спинки и отличный охват корпуса, хотя и Nissan в этом отношении лишь немногим уступает сопернику. А вот пассажирам второго ряда разница между двумя автомобилями вполне очевидна. Во-первых,в X-Trail неожиданно сильно потолок «давит» на головы всех трех пассажиров. Причина очевидна — Nissan ниже, чем Honda, на 125 мм, и к тому же в крышу нашего образца был врезан огромный сдвигающийся люк.
Во-вторых, Honda выигрывает и по длине салона, а это обеспечивает большее пространство для ног задних пассажиров. И, в-третьих, если на Nissan регулируется наклон спинок задних сидений, то у Honda к этому добавляется еще и возможность перемещать задние сиденья вдоль салона, что позволяет при необходимости увеличить объем багажника. А сдвинув свою часть дивана до упора назад и максимально наклонив спинку, вы получаете отличный шезлонг.
В отношении грузовых возможностей Nissan может похвалиться большей грузовместимостью и подполом для мелочевки. Особенностью багажника Honda является дополнительная жесткая полка, разделяющая пространство на два этажа.
Разные автоматы
По большому счету, компоновкой и конструкцией оба соперника очень схожи между собой — поперечно установленные четырехцилиндровые двигатели с постоянным приводом передних колес и подключаемым через многодисковую муфту приводом задних.
Подвески автомобилей полностью независимые — спереди обычные стойки, сзади сложные многорычажки. Однако есть и существенные отличия, относящиеся в основном к трансмиссии. Так, для двухлитрового X-Trail предлагается либо шестиступенчатая механическая коробка передач, либо, как в нашем случае, вариатор. Для Honda CR-V альтернатива шестиступенчатой механике не вариатор, а обычный пятиступенчатый гидромеханический автомат, который и был установлен на нашей машине. Как оказалось, и вариатор, и обычный автомат работают на удивление одинаково. Смена передач в автомате происходит плавно, как и в бесступенчатом вариаторе, а вариатор так же задумчив при резком открытии дросселя, как и автомат. Так что при почти одинаковой снаряженной массе и близких показателях двигателей по динамике разгона CR-V идет вровень с X-Trail, но мотор Honda менее шумный при интенсивном разгоне, к тому же обладает более приятным тембром. Что касается Nissan, то мы уже не раз отмечали повышенную шумность больших четырехцилиндровых моторов этой фирмы.
А вот разница в схеме полного привода с первого взгляда вроде бы и не столь заметна, однако конструкция системы, отвечающей за подключение задних колес, обеспечивает Nissan победу над Honda во внедорожных дисциплинах и потенциально способна оптимизировать поведение автомобиля и на асфальте.
Способы управления
Муфты, распределяющие крутящий момент между осями и заменяющие собой межосевой дифференциал, отличаются способом управления.
У Honda она подключает привод задних колес, реагируя на пробуксовку передних, а на Nissan контролируется электронными «мозгами», работающими в симбиозе с системой курсовой устойчивости. Кроме того, водитель X-Trail может, принудительно заблокировав эту муфту, получить жесткий полный привод, то есть наиболее подходящий режим работы трансмиссии в бездорожье. На Honda ничего подобного нет, как, собственно, и выбора алгоритма работы полноприводной трансмиссии. Водитель Nissan может установить один из четырех режимов: экономичный переднеприводный, Auto и уже упомянутый Lock для бездорожья.
Учитывая, что и по геометрической проходимости (углы въезда, съезда и рампы, а также дорожный просвет) Nissan превосходит соперника, его безоговорочное преимущество на короткой внедорожной испытательной трассе никого из нас не удивило. А Honda склонна закапываться передними колесами в мягкий грунт и легко поддается диагональному вывешиванию.
Вполне ожидаемо CR-V компенсирует свой «провал» в проходимости определенным преимуществом в управляемости на твердых дорогах, но если говорить обобщенно, то это преимущество не столь велико, как превосходство Nissan на бездорожье. Да, X-Trail демонстрирует сильную недостаточную поворачиваемость, неохотно заныривая в поворот, и в дальнейшем стремится его распрямить. Но и Honda делает примерно то же, только не так подчеркнуто. Да, Nissan требует постоянной коррекции рулем для поддержания курса, даже прямолинейного и даже на относительно ровном асфальте. Зато Honda очень неприятно реагирует на накатанную колею, а на волнообразных неровностях дороги изредка проявляет склонность к диагональной раскачке, хотя в поворотах кренится заметно меньше, чем X-Trail.
Нельзя сказать, что рулевое управление обеих машин совсем лишено реактивного действия, но в обоих случаях его информативность не очень внятная и слегка искусственная. Что касается плавности хода, то более длинноходная подвеска X-Trail обеспечивает ему при равной с подвеской Honda энергоемкости более мягкое восприятие неровностей среднего размера. Однако, на наш вкус, подвеска Honda вполне комфортабельна.
Совсем другая песня
Немного о цене. Средний по стоимости CR-V с автоматом, системой стабилизации, климатической установкой и подушками безопасности, но без ксенона, электрорегулировки сидений, кожаной отделки и люка в крыше обойдется в 938 000 руб. Точно так же оснащенный Nissan X-Trail стоит 915 000 руб., и, уж конечно, разница в 23 000 руб. (2,5%) погоды не делает.
Гораздо более значительно различие двух этих кроссоверов в их ориентации на совершенно разных покупателей. Honda CRV — для тех, кто не испытывает симпатии к внедорожникам в целом, но при этом сталкивается с необходимостью преодолевать легкие препятствия преимущественно в городе (снег, бордюры и т. д.). Автомобиль выглядит скорее минивэном, нежели внедорожником. Сходство Honda CRV с минивэном поддерживает и вместительный комфортабельный пассажирский салон. Nissan X-Trail — совсем другая песня. Еще первое его поколение получило признание благодаря подчеркнуто вездеходной внешности и неплохой проходимости. Так что Nissan X-Trail стал автомобилем не только для тех, кому нравится свысока поглядывать на окружающих за рулем своего джипа, но и для тех, кому реально приходится использовать возможности повышенной проходимости кроссовера.
Подведем итоги
Выбирая одного из этой пары, определиться в предпочтениях несложно. Если нужен удобный автомобиль в спортивном стиле, умеющий преодолевать высокие бордюры и легкое бездорожье, то это Honda CR-V. А любителям солидной внешности и полного привода, используемого и по прямому назначению, — Nissan X-Trail.