23-го сентября 2010 года в силу вступит новый "Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств". Государство дает год чтобы поставщики автомобилей, будь то большие международные автокомпании или частные лица, приспособились к новым техническим требованиям установленным для ввозимых в страну автомобилей. Серые компании и частные предприниматели за это время найдут лазейки через которые можно будет ввезти в Россию по-больше хорошей и дешевой автотехники, которой отечественная промышленность нас не балует.
Новый технический регламент утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N720 от 10 сентября 2009 г. Он предъявляет к транспортным средствам соответствие единым техническим требованиям по трем направлениям: 1. Соответствие типа 2. "Выпуск в обращение" 3. Эксплуатация.
Любая новая модель автомобиля в любой стране прежде чем попасть в продажу проходит сертификационные испытания, которые устанавливают соответствует ли данная модель автомобиля техническим стандартам, установленным в данной стране. Новый техрегламент описывает процедуру сертификации и технические требования предъявляемые к новым автомобилям ввозимым в страну для продажи. Эта часть техрегламента не должна заботить рядовых граждан - она для автокомпаний, собирающихся продавать новые модели автомобилей в России.
Здесь подробно описаны требования к светотехнике, обзорности, шумности, отдельная глава посвящена размерам и расположению обязательных для грязной России брызговиков. А также прописаны такие экзотические для обычного человека вещи, как содержание вредных веществ в воздухе кабины водителя, управляемость и устойчивость, которые должны удовлетворять десятку разных формул, и прочее, и прочее.
Российским представительствам автокомпаний придется скрупулезно читать этот документ и, по необходимости, дооснощать готовый автомобиль деталями и системами, которые надо будет еще разработать. В частности, согласно пункту 9 техрегламента, интерфейс (совокупность элементов, обеспечивающих возможность взаимодействия пользователя с электронными системами, включая получение пользователем зрительной и голосовой информации и введение им команд управления), а также информационные и предупреждающие надписи осуществляются на русском языке. Сейчас русификация не обязательна, и большинство граждан не испытывают проблем при общении с маршрутными компьютерами автомобиля, которые требуют знания всего нескольких иностранных слов. Для остальных - выпущен новый техрегламент.
Для рядовых граждан и мелких предпринимателей гораздо важнее приложение 5 к настоящему Регламенту, где прописаны требования к "выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам".
Согласно документу "выпуск в обращение" - это переход транспортного средства от производства к обращению, а в отношении импортируемых транспортных средств - дата оформления документов, разрешающих их эксплуатацию на территории Российской Федерации. То есть, через таможню россиянин может протащить все, что не запрещено таможенными органами, заплатив при этом не маленькие пошлины, но поставить на учет в ГАИ можно только те автомобили, которые соответствуют данному техрегламенту.
Автомобиль, который ГАИ допустит до разбитых российских дорог, должен обязательно иметь противоугонную систему согласно пункту 1.1.1. Приложения 5. Противоугонное устройство может быть механическим, электрическим, электронным или представлять собой комбинацию этих вариантов. Согласно пункту 1.1.1 - обязательно должен иметь систему отопления даже если автомобиль ввозиться владельцем в Сочи и только для летней эксплуатации. Эти и многие другие требования не критичны, но требуют внимания.
А вот и первая засада в правилах техрегламента: машину не поставят на учет если не будет выполнено условие из пункта 1.3.1, а именно: все указатели поворота должны иметь Цвет излучения "Автожелтый". Как известно, американские автомобили используют свой стандарт светотехники с красными задними указателями поворотов, часто совмещенных с габаритными огнями.
Вторая засада уже для владельцев праворульных машин. Пункт 1.3.14.2. гласит: "На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением".
Под третью засаду со светотехникой может попасть вообще любой автомобиль, оснащенный фарами с маркировкой "Е", но не оснащенный омывателями. Так как согласно пункту 1.3.14.6. и маркировка и омыватель должен быть. Далеко не все современные модели автомобилей имеют омыватели.
Размещение всех световых приборов на автомобиле расписано по миллиметрам, но здесь не стоит волноваться, потому как примерно такие же нормы есть во всех странах и сразу задаются при проектировании любых серийных авто.
Смешной пункт 2.6. "Требования к спидометрам". Согласно ему "Шкала спидометра должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами." На автомобилях все чаще и чаще устанавливается современный цифровой спидометр, который не имеет шкал вовсе, а скоростные модели часто имеют неравномерную градуировку спидометра, растянутую на малых скоростях (Audi R8). Под этот пункт не проходят ни многие европейские модели, например, Renault Scenic, Audi R8, ни японская Toyota Prius, ни многие будущие экологически чистые гибриды и электрокары, предпочитающие цифровые панели приборов.
Новый техрегламент однозначно запрещает все кенгурины и все автомобили с не русифицированным интерфейсом. В пункте 6 Техрегламента запрещается установка на транспортные средства, включая транспортные средства повышенной проходимости, выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства. Можно установить лишь металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар. А согласно пункту 9. в отношении всех выпускаемых в обращение транспортных средств с 1 января 2013 г начнет действовать правило наличия только русифицировано интерфейса. То есть, с 2013 года ввезти в страну автомобиль без русского языка на панели приборов будет нельзя. Но за рубежом нет русифицированных машин - они ведь предназначены только для российского рынка. Ввозить будет нечего, если только автопроизводители не начнут ставить русский язык в стандартное оснащение автомобильных компьютеров наравне с английским...
Самым спорным требованием к "выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам" являются "Требования к маркировке транспортных средств посредством идентификационных номеров, которые приведены в пункте 1 Приложения 8 к настоящему техническому регламенту."
А пункт 1 Приложения 8 гласит: "1.1. На каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение по крайней мере 30 лет. 1.2. Содержание идентификационного номера транспортного средства. 1.2.1. Идентификационный номер содержит 17 знаков, в качестве которых могут быть арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита, за исключением букв I, O и Q." Далее следуют пункты содержащие описание данных в каждой позиции 17-значного VIN (Vehicle Identification Number), соответствующих международному стандарту ISO 3779-1983. Но требования стандарта ISO 3779-1983 не являются обязательными. В номерах японских автомобилей не наберется и 17 знаков, а многие производители используют некоторые позиции VIN на свое усмотрение. Стандарта ISO 3779-1983 придерживаются следующие фирмы: Audi, Volkswagen, Mitsubishi, Opel, Peugeot, Volvo, Honda, Jaguar, Renault, Rover, Saab, Suzuki, Daihatsu, Isuzu, Hyndai, KIA, Subaru, Toyota, Nissan. Остальные же производители не придерживаются этих рекомендаций и действуют по своим правилам маркировки? Которые могут не подойти под российский техрегламент.
Кстати не понятно является ли "Содержание идентификационного номера" обязательным к наличию в автомобиле пунктом или носит только информационный характер для идентификации транспортного средства. Но если дотошный проверяющий 23 сентября 2010 года начнет проверять значение всех цифр VIN ввозимого вами для личных нужд хорошего импортного автомобиля, то уже растаможенный автомобиль так и не получит российских документов и допуска к разбитым российским дорогам.
Кирилл Орлов http://www.autonews.ru
|