О том, что на рынке наблюдается большой дефицит автомобилей иностранного производства, рассказали несколько мультибрендовых автодилеров на встрече представителей РОАД (ассоциации "Российские автомобильные дилеры”), а вновь избранный президент РОАД Дмитрий Гулин заявил о происходящем как о проблеме. Автопроизводители "дули на воду” – государственная программа утилизации неожиданно стартанула настолько успешно, что даже импортных машин стало резко не хватать. Чтобы удовлетворить спрос, некоторые автопроизводители срочно пытаются пересмотреть заказы в производство и наладить поставки автомобилей с соседних рынков. Однако дилеры настроены скептически: они не уверены, что потребительского "запала” хватит до конца года — и весь следующий год снова придется сидеть на спецакциях.
Дефицита иномарок после бума 2007-2008 года вроде бы никто уже не ждал – всему виной стала госпрограмма утилизации, которая резко подстегнула спрос на автомобили. "Во-первых, в 2009 году накопился отложенный спрос, люди откладывали замену автомобиля, – объясняет член правления ГК "Автомир” Владимир Петров. – Во-вторых, программа утилизации не то чтобы всколыхнула сегмент среднеценовых иномарок – в основном как раз очень бюджетных, – но все равно по рынку пошел интерес к теме обмена машины, покупки автомобиля. Два эти фактора привели к тому, что по многим маркам образовался дефицит”. Наиболее проблемные марки, по словам дилеров, – это Mazda, Nissan, Renault, Ford, Toyota. Многие автопроизводители, опасаясь ситуации прошлого года, когда наблюдалась затоварка складов, поменяли стратегию, решив, что им лучше зарабатывать деньги с малого оборота, чем потерять на нераспроданном большом количестве автомобилей, – в таком состоянии находится большинство производителей. Проблемы с поставками автомобилей некоторых марок подтвердили в руководстве компании "Независимость”. Больше всех "подстраховалась” Mazda – в прошлом году компания сильно пострадала от стоков, поэтому сейчас, например, почти невозможно приобрести автомобиль CX-7. Есть сложности с некоторыми моделями и модификациями Ford, Peugeot. В автосалоне "Мэджор Мазда”, к примеру, рассказали, что сейчас заказы на рестайлинговый Mazda CX-7 принимаются только на август и далее и только под заказ, машин на центральном складе производителя нет. У каких-то автосалонов еще остались машины образца 2007-2008 года, предназначенные для тест-драйвов клиентов, их и предлагают в качестве товара. Однако дилеры Renault, которые вынуждены принимать заказы на наиболее ходовые иномарки на конец сентября, наверное, пострадали больше всех. Очереди на Renault Logan и Renault Sandero достигают четырех месяцев, сейчас, в апреле, заказы принимаются только на середину осени – и только с предоплатой! "Дефицит наблюдается по многим маркам, но модель Renault Sandero, которую только что запустили, пожалуй, самая дефицитная, – комментирует еще один руководитель мультибрендовой компании. – Завод работает не в полную силу, выпуская 80 тыс. автомобилей в год, и пока не справляется, соответственно, проблема с Sandero очень большая. Такая же ситуация по машинам Nissan – мало заказали автомобилей. У корейцев такая же проблема. Реально поставки будут начиная с июля-августа, так что практически по всем маркам имеется дефицит. Все автопроизводители почему-то остаются оптимистами, они запланировали на следующий год рост 20-30% минимум, а есть те, кто и 50%! И все рассчитывают, что этот рост будет неимоверной высоты и произойдет в конце лета”. Генеральный директор компании "Авантайм” (Renault) Роман Григорьев подтвердил, что на Renault Logan действительно большой дефицит, а на Renault Sandero еще больше – здесь ожидают, что нехватка будет восполнена в октябре, как раз когда "Автофрамос” планирует довести объем производства до 160 тыс. автомобилей в год. Аналогичная ситуация наблюдается у всех дилеров Renault. Как говорят в РОАД, компания предпринимает большие усилия для того, чтобы восполнить дефицит, который есть на данный момент. Возможно даже, что это произойдет посредством доппоставки дефицитных моделей из других стран. Такие же задачи ставят перед собой и некоторые другие автопроизводители. Однако ряд дилеров считают, что подобные меры могут только усугубить ситуацию в следующем году, когда программа утилизации закончит свою работу. "Cейчас все опять находятся в большой неопределенности, – комментирует Владимир Петров, – потому что многие автопроизводители говорят: вам не хватает машин, потерпите месяц-два-три, мы вам машины подвезем. Многие дилеры опасаются, что во второй половине года машины и "подвалят” и что опять начнется этот цикл перезатара, цикл освобождения складов и т. д. И действительно, появилась тенденция, что может быть перезатар во второй половине года, то есть III-IV квартал все ждут с таким неким ужасом... Если эти тенденции по росту рынка окажутся не временными, а долгосрочными, все будет хорошо. Если же это просто сезонное колебание, не имеющее под собой каких-то долгосрочных тенеденций, тогда будет большое "попадалово” во второй половине года”. Разборки между автопроизводителями и дилерами мало волнуют потребителя, однако если все пойдет так, как видят автопродавцы, автовладельцам это будет только на руку. В случае возможной затоварки дилеры опять вынуждены будут распродавать машины с огромными скидками – это значит, что у обывателей будет возможность приобрести машину еще дешевле. "Все планируют, что в августе начнется огромный подъем, и они правы – подъем начнется, – подытоживает председатель совета директоров ГК "Модус” Алексей Лещенко. – Но поскольку все думают об этом подъеме, будет "перебор”, и я думаю, что к концу года объемы продаж вырастут, но и ценовая война будет тоже”.
|