Продажи автомобилей через интернет растут быстрее любых прогнозов. Вскоре онлайн-аукционы станут заметным игроком рынка, а затем начнут отнимать бизнес у традиционных автосалонов. Впрочем, до России эта тенденция докатится нескоро — таковы особенности национального менталитета.
Через интернет можно купить авиабилет, телевизор или продукты, но почему никто не продает в онлайне новые машины? В 2003 году этот вопрос стал неактуален – появился первый автомобильный аукцион нового типа Auto eBid. Спустя всего шесть лет этот английский сайт стал лидером в сфере торговли новыми машинами через интернет. За последний год оборот сайта увеличился вдвое, и сейчас Auto eBid прогнозирует, что к 2015 году каждый четвертый купленный автомобиль в Англии будет приобретен через интернет. Дела у онлайн-салона идут в гору, продажи растут, и постоянных клиентов становится все больше и больше. Покупателей привлекает простота сделки. Не нужно бегать по салонам дилеров в поисках самых дешевых предложений. Достаточно зайти на сайт и сконфигурировать свой автомобиль. Выбрать марку, модель и опции: двигатель, тип коробки передач, цвет кузова, вид отделки салона и так далее. После этого продавцы машин откликнутся сами. Этот принцип популярен в Европе и называется «обратный аукцион», потому что ставки здесь не растут, а снижаются. При этом активный участник торгов не клиент, а дилеры. Они соревнуются между собой, чтобы заполучить покупателя. Побеждает в торгах дилер, предложивший минимальную цену на заказанную покупателем машину при максимальных бонусах. При этом вероятность быть обманутым на таком аукционе, по словам генерального директора Auto eBid, Амина Салима, минимальная. «Покупка автомобиля онлайн безопаснее, чем та, к которой мы привыкли. В основном потому, что вы не встречаетесь лицом к лицу с дилером, а осуществляете покупку через посредников, а сами остаетесь инкогнито. Перед тем как оформить сделку, вы внимательно исследуете свою машину, ее осматривают наши эксперты. И только потом подписываются бумаги. А все дилеры, которые участвуют в торгах, проверены нами и годами сотрудничества. У нас жесткие требования к участникам торгов», – рассказывает Салим. Но это в Европе. На сегодняшний день 70% от общего объема продаж через интернет приходится на Великобританию, Германию, Францию и Бельгию. Россия в этой статистике не числится вовсе. «Все дело в том, что клиент в России не доверяет продавцам и словам. Ему нужно выбрать, нужно походить по салонам, посидеть в машинах и записаться на тест-драйв, только потом он сможет понять, что именно он хочет», – рассказали Infox.ru представители крупного российского автомобильного аукциона Yoshida. Впрочем, психология клиентов понемногу меняется. Например, россияне уже готовы торговаться онлайн за б/у автомобиль из Японии или США. Такие стандартные аукционы популярны на востоке нашей страны. Клиент выбирает подержанную машину, состояние которой в баллах оценивает компания (состояние двигателя, кузова, салона, ходовой и т. д.), и участвует в коротких онлайн-торгах через посредника. При этом покупатель машину не видит, ему приходится доверять лишь мелким фотографиям и оценщикам из Владивостока. Люди идут на риск, потому что для них такие торги – единственный способ купить зарубежный автомобиль. Но риск, выраженный в деньгах, здесь не так велик – ведь машины недорогие. А покупать новую машину через всемирную сеть сейчас мало кто готов. Российский автодилер «Км\ч» считает себя одним из лидеров онлайн-авторынка. На сайте компании можно посмотреть цены на автомобиль, узнать о том, какие акции проходят, и выбрать понравившуюся машину. В интернет-каталоге компании есть все, что можно увидеть в настоящем салоне и даже больше – информация туда стекается со всех точек, которые разбросаны по разным районам Москвы. Но купить авто на сайте так же, как и книгу где-нибудь на «Озоне», нельзя. «Это ведь очень крупная сделка, большие деньги», – говорят в автосалоне «Км\ч». Машину, конечно, можно выбрать по каталогу и забронировать по телефону (к слову, Opel Astra со скидкой, выбранный нами на сайте, на деле оказался уже продан), но дальше нужно все равно ехать к дилеру и оформлять сделку как обычно. А вот у дилера «Немецкий дом» купить машину, не выходя из дома, в принципе реально. В интернет-каталоге можно выбрать автомобиль, по телефону узнать все подробности насчет комплектации, а оформление покупки провести по почте. Компания пришлет счет, который можно оплатить в банке. «Это доступно только для физических лиц, но никто по такому принципу машины не покупает», – комментирует руководитель отдела продаж легковых авто «Немецкий дом» Татьяна Игнатьева. Если прогнозы англичанина Амина Салима из Auto eBid верны, то уже через пять лет количество салонов серьезно сократится. Ведь онлайн-дилеры не тратятся на зарплату консультантов и аренду огромных площадей и могут предложить хорошие цены. С утра выбрав на сайте машину и внеся данные своей кредитки, к вечеру клиент сможет увидеть машину перед своим подъездом – это ли не мечта? А учитывая планирующуюся онлайн-регистрацию машин, номера тоже можно будет получить по почте. Увы, фантазии эти станут реальностью для европейцев лет на пять раньше, чем для нас.
|