За 9 месяцев 2009 года россияне приобрели 1,06 млн новых легковых автомобилей, потратив на это сумму, эквивалентную $20 млрд, говорится в ежемесячном обзоре аналитического агентства «Автостат». Средняя стоимость одного автомобиля при этом составила чуть меньше $19 тыс., что существенно меньше, чем год назад. По статистике агентства, в 2008 году в России было куплено 2,8 млн. новых легковых автомобилей на общую сумму $64 млрд. Средняя цена одного автомобиля была почти на $3 тыс. выше, чем сейчас, и составляла $22,8 тыс.
Аналитики отмечают, что, несмотря на кризис и девальвацию рубля, наблюдавшуюся в начале года, доля иномарок в общем объеме рынка снизилась всего на 2,8% — с 75,3% в 2008 году, до 72,5% по итогам трех кварталов 2009 года. То есть на каждый новый российский автомобиль в настоящее время на рынке приходится примерно три новых иномарки. Четыре года назад на долю иностранных марок приходилось 42% рынка, в этом году будет около 70%, говорил в начале октября глава «Автостата» Сергей Целиков. Рыночная емкость увеличится в 1,5 раза в денежном выражении: в 2005 году россияне потратили на покупку новых машин $18,9 млрд, по итогам 2009 года суммарная дилерская выручка составит $27,8 млрд. По данным Ассоциации европейского бизнеса, самые популярные иномарки в России по итогам 9 месяцев 2009 года — Chevrolet, Ford, Toyota и Renault.
Ранее сообщалось, что по оптимистическому прогнозу «Автостата», в 2009 году в России будет продано 1,55 млн автомобилей, а весной 2010 года начнется рост рынка. В этом случае, по оценкам агентства, продажи в будущем году достигнут 1,75 млн машин, в 2011 году — 2 млн, в 2012 году — 2,4 млн. Пессимистический сценарий предполагает, что спрос в этом году упадет до уровня 1,35 млн автомобилей и продолжит снижаться в 2010-2011 гг. до 1,2 млн шт. В этом случае начала роста рынка стоит ждать лишь в 2012 году (до 1,4 млн автомобилей по итогам года).
Потребительский спрос сокращается со снижением реальных доходов населения. В то же время автомобили, поставленные на российский рынок за время «потребительского бума» 2005-2008 гг., постепенно выходят на вторичный рынок и становятся альтернативой новым машинам, отмечало агентство.
В первом полугодии, по статистике «Автостата», рынок подержанных автомобилей сократился всего на 10,5%. Продажи новых автомобилей в январе-июне, по данным АЕБ, рухнули на 50%. За 6 месяцев в России было продано 1,99 млн легковых и легковых коммерческих автомобилей с пробегом. Более 40% пришлось на продукцию «АвтоВАЗа». Среди иномарок на вторичном рынке лидирует Toyota, вторая по популярности марка подержанных авто это Nissan, на третьем месте — Mitsubishi.
Редакция ИА «Финмаркет»
|