Историческая справка Mazda Premacy увидела свет в 1999 году. Первоначально покупателям были предложены бензиновые моторы 1.8 (100 и 114 л.с.) и турбодизель 2.0 TD (90 л.с.). Чуть позже появились более мощные модификации: бензиновая версия 2.0 (131 л.с.) и дизельная 2.0 DITD (100 л.с.). В 2001 году была предпринята модернизация модели, а в 2003-м появилась 7-местная версия. В 2005 году на смену Premacy пришла Mazda5.
Компактвэн Toyota Matrix был представлен общественности осенью 2001 года, а продажи стартовали в начале 2002-го. Покупателям были предложены версии с передним и полным приводом, а помимо базового 130-сильного 1,8-литрового мотора можно было получить и 180-сильную версию XLS. Но все это было доступно на американском рынке, для которого Matrix разрабатывался и производился. Модернизация модели предпринималась дважды - в 2003 и 2005 годах. А в 2008-м появилось новое поколение Toyota Matrix.
Главное - практичность! В свое время маркетологи неплохо потрудились над тем, чтобы раскрутить компактвэны и представить их как лучшую альтернативу традиционным универсалам. Но на примере Premacy и Matrix можно видеть, что принципиальных преимуществ у данной концепции не так уж много. Первое и самое важное из них - высокий кузов, благодаря которому можно применить вертикальную посадку водителя и пассажиров и получить как можно более просторный салон. Так что и в Mazda, и в Toyota даже рослые люди не рискуют подпирать головой потолок, да и в остальных направлениях места хватает. Второе - это более широкие по сравнению с традиционным универсалом возможности трансформации салона. И в этом отношении Mazda выглядит предпочтительнее. Еще бы, ведь второй ряд сидений - это три раздельных кресла, которые можно отрегулировать по углу наклона спинки (но диапазон достаточно узок), сложить или вовсе вынуть из салона. К сожалению, регулировка кресел в продольном направлении отсутствует. Кстати, в 2003 году появилась 7-местная модификация Premacy, так что тем, кому порой нужны дополнительные посадочные места, имеет смысл ее поискать. У Toyota - обычный задний диван, разделенный на две неравные половинки. Но стоит откинуть одну из половинок спинки, и на Matrix начинаешь смотреть другими глазами. Дело в том, что при складывании спинка образует единое целое с полом багажника. Жесткий пластик и продольные направляющие призваны облегчить погрузку тяжелых вещей и не заставят жалеть об использовании автомобиля в грузовых целях. Что ж, весьма практично. У Mazda багажник также трансформируется, но в стиле минивэнов: чтобы получить больше места, нужно сложить или вынуть свободные сиденья второго ряда. Кроме того, у Premacy багажник явно "растет" вверх, но для перевозки габаритных вещей это только плюс. Что имеем в итоге? Matrix следует рассматривать скорее как некое подобие высокого универсала - с точки зрения практичности и возможностей трансформации эта модель не слишком далеко ушла от обычных легковушек. Premacy - полноценный компактвэн, отсюда свои плюсы и минусы. Любой из этих автомобилей может стать выбором практичного автолюбителя, но не открою секрет, если скажу, что есть и более функциональные модели.
Как ездит? Знаете, почему японцы делают почти совершенные автомобили, но при этом по продажам почти всегда "рулят" европейцы? Потому что в просчитанных до миллиметра японских авто нет самого главного - характера, души, харизмы... Вот и эти - ладная внешность, неплохая эргономика, просторный салон, однако душа как-то "не лежит". А может, придираюсь? У Mazda - неплохая эргономика, скучный дизайн, однако серьезных минусов нет. Обзорность в норме, сиденья удобные, управляемость усредненно-спокойная. Небольшие крены, низкая чувствительно рулевого управления, вялые реакции... И, конечно же, едва заметная шумоизоляция. Toyota создавалась для американского рынка, и она тоже не идеал. Дизайн веселее, однако материалы простенькие, дешевые. Посадка неудобная, руль регулируется только по углу наклона. И шумоизоляции тоже практически нет. Зато есть пара минусов по управляемости: значительные крены, а при резких маневрах - весьма сильный занос, который, правда, развивается мягко и легко стабилизируется. Тем не менее ничего, кроме дизайна, в Matriz не впечатлило. Так что, пожалуй, я бы поискал лучше Honda Jazz - деньги практически те же, года "свежее", ездит лучше, выглядит интереснее.
Рассуждая об эксплуатации Компактвэны не проектируют с нуля, а берут платформу, узлы и агрегаты от какой-нибудь модели малого среднего класса и под имеющуюся технику разрабатывают соответствующий кузов. Чтобы узнать, на каких узлах базируется Matrix, достаточно заглянуть этому автомобилю под днище. Его передняя однорычажная подвеска и задняя балка один в один скопированы с Toyota Corolla, и это, несомненно, должно порадовать всех, кто подыскивает себе компактвэн, который обещает ломаться крайне редко. Но что в таком случае представляет собой Premacy? Агрегатным донором этой модели была Mazda 323 серии BJ - автомобиль, узлы которого зарекомендовали себя не менее надежными, чем узлы Corolla. Вот вам и интрига сегодняшнего теста: какой из компактвэнов предпочтительнее для покупки? Если вернуться к подвескам, то преимущество, на мой взгляд, на стороне Matrix. А основано оно на простоте и выносливости задней балки, в которой если чему-то к пробегу 100 тыс. км может понадобиться замена, то только амортизаторам, но все остальное готово выдержать 150-200 тыс. км, если не больше. У Premacy задняя подвеска многорычажная, и присутствие в ней стабилизатора поперечной устойчивости, стойки которого могут нуждаться в замене каждые 50-70 тыс. км, заметно ухудшает дело с периодичностью ремонтных вмешательств. Надежность амортизаторов Premacy - на уровне Matrix, но сайлент-блоки задних рычагов и тяг тоже могут дойти до предела к 100-120 тыс. км, а с учетом того, что кое-какие сайлент-блоки придется менять вместе с тягами, на ремонт задней подвески Premacy понадобится сумма, заметно превышающая затраты на подобную процедуру владельца Matrix. Передние подвески у Matrix и Premacy похожи - McPherson со стабилизатором поперечной устойчивости. По надежности преимуществ нет ни у кого, но зато передний рычаг Matrix привлекателен тем, что шаровая опора в нем посажена на болты, а для Premacy замена шаровой отдельно от рычага производителем не предусматривалась. Поэтому, чтобы ремонтировать переднюю подвеску Premacy не чаще, чем в Matrix, покупать придется рычаги в сборе - это недешево. В продаже встречаются шаровые опоры, которые можно установить в рычаги Premacy, однако они не служат столько, сколько хотелось бы. По надежности узлов трансмиссии, рулевого управления и электрооборудования - паритет. Силовые агрегаты тоже неплохи, но, к сожалению, у желающих обзавестись Matrix нет выбора - эта модель оснащалась лишь двумя вариантами 1,8-литрового бензинового двигателя. В случае с Premacy уже есть над чем поразмыслить: компактвэн Mazda оснащался не только бензиновыми моторами 1,8 и 2,0 л, но и турбодизелем 2,0 л, позволяющим экономить, например, в городе до трех литров топлива на каждые 100 км пробега по сравнению с 1,8-литровым двигателем. Кроме того, любой мотор рано или поздно должен "доехать" до капремонта, и вот тут выяснится, что из-за неприспособленности цилиндров в двигателе Matrix к традиционному способу ремонта расточкой, а также по причине лазерного напыления седел клапанов в его головке цилиндров дела с ремонтом обстоят намного хуже, чем с силовыми агрегатами Premacy. На каком автомобиле, однако, порекомендовать остановить выбор? Даже не знаю, что посоветовать, потому что себе я не покупал бы ни один из них, а если бы все же возникло такое желание, то постарался бы подыскать находящийся в хорошем техническом состоянии Pontiac Vibe. С какого припека здесь взялся Pontiac? Так ведь Vibe - это тот же Matrix, только в другом кузове, более симпатичном мне внешне. Во-вторых, Vibe должен быть дешевле. Кстати, именно он сходил с того же конвейера, на котором собирали Corolla, в то время как Matrix изготавливали на другом заводе Toyota - не в США, а в Канаде.
Сергей БОЯРСКИХ Павел КОЗЛОВСКИЙ Иван КРИШКЕВИЧ
|