Продажи, тестируемых машин, на мировых рынках идёт по разному, на нашем рынке Toyota Auris в пять раз опережает по продажам VW Golf. В Северной Америке, и в Японии, и везде по уровню продаж выигрывает Toyota: в Америке — в два раза, а в Японии — почти в шесть. А вот на европейском рынке ситуация обратная — семейство VW Golf-Jetta лидирует в своем классе, за ним следуют «европейцы» Ford Focus, Opel Astra и т. д., а семейство Toyota CorollaAuris, самое успешное среди японских и корейских конкурентов, тем не менее уступает лидеру по объемам продаж в два раза. Но довольно статистики, пора свести двух «миллионеров» нос к носу и попытаться опытным путем разобраться, за что в Западной Европе так любят одного из них, а в России — другого.
Такие непохожие
Итак, два пятидверных хэтчбека практически одинаковы по габаритам и колесной базе, однако трудно себе представить еще одну пару столь непохожих одноклассников. И дело не в возрасте, хотя здесь разница немаленькая — последнему, пятому, поколению VW Golf исполнилось четыре, а Toyota Auris не минуло еще и года, — главное то, что в обоих случаях дизайн диктовался традициями очень давними, тридцатилетними, у немецкой машины и совсем свеженькими, только нарождающимися у японской.
Подчеркнуто функциональный, несколько консервативный облик был заложен еще первым VW Golf и с той поры ни разу не претерпел революционных изменений, оставаясь вне веяний моды. Конечно, в каждом поколении кузов полностью обновлялся, заметно меняясь в размерах, но сохраняя при этом идеологическую основу стиля. Toyota Auris с плавно очерченными обводами, выступающими поверхностями и непропорциональной высотой — дальнейшее развитие стиля небольших моделей фирмы, начало которому в 1998 году положила Toyota Yaris первого поколения. Второе же поколение Yaris вообще выглядит уменьшенной копией Auris. Однозначно ответить на вопрос, чья внешность выигрышнее — Golf или Auris, конечно же, нельзя.
Облик Golf любят за лаконичность и легкий налет аристократизма. Сторонники Auris считают Golf скучным и набившим оскомину на фоне выразительной внешности «японки». Заканчивая обследование наружности соперников и помня о том, что оба пользуются неофициальным статусом наиболее качественных автомобилей своего класса, мы особо внимательно осмотрели все зазоры между наружными кузовными панелями и пришли к однозначному выводу: хотя Auris и не заслуживает критики по этому поводу, но зазоры у Golf и меньше и равномернее. Похоже, что VW действительно выдерживает свой внутренний стандарт зазоров — 3,5 мм.
Скучный и жесткий
Разница в оформлении интерьера двух соперников, пожалуй, еще больше, чем во внешности. Архитектура передней панели Auris, если и не особо оригинальна, то привлекает модной отделкой со спортивными акцентами. И опять же многие считают интерьер Golf излишне чопорным и скучным, с чем отчасти можно согласиться. Но тем не менее в данном случае мы выбираем оформление интерьера Golf за безусловное превосходство богатства и качества отделки. На внутреннем оформлении и конкретно на отделочных материалах Toyota Auris явно сэкономили — все пластики жесткие, причем это определяется не только на ощупь, но и на взгляд.
Правда, выглядит все вполне пристойно и не производит впечатления откровенной дешевки, как часто бывает с интерьерами недорогих американских машин, но внутреннее убранство VW Golf благодаря великолепным мягким пластикам достойно, фигурально выражаясь, автомобиля двумя классами выше.
С практической точки зрения, то есть по вместимости и удобству размещения пассажиров, салоны обеих машин практически одинаковы и вполне могут соперничать с большей частью представителей этого класса. Отличия мелкие, но немаловажные. К полезным мелочам в салоне Auris относится регулировка наклона спинок задних сидений. Достоинства VW Golf — заметно больший диапазон регулировок сиденья водителя по высоте и длине. Самый высокий среди нас и к тому же любитель низкой посадки сумел удобно устроиться только за рулем VW Golf.
Четыре против двух
Объем и организация багажных отделений в обоих случаях одинаковы и по меркам класса могут быть оценены как заурядные.
Очень хорошее впечатление произвел 1600-кубовый двигатель Toyota, мало того, что высокой литровой мощности, но еще и эластичный. При знакомстве с техническими характеристиками настораживает очень маленькая разница между оборотами максимальной мощности (6000 об/мин) и максимального крутящего момента (5200). Обычно это говорит о спортивном характере двигателя с узким диапазоном уверенной тяги на верхах, но в данном случае благодаря усовершенствованной системе регулирования фаз газораспределения в диапазоне от 2000 до 6000 об/мин пик крутящего момента на внешней скоростной характеристике не опускается ниже 90% максимального значения.
Роботизированная коробка передач на Auris одна из лучших среди подобных. Особенно понравилась возможность оперативного вмешательства в работу автомата для принудительного выбора передачи, например, для торможения двигателем. Не надо никаких предварительных действий, просто нажимаете на лепесток подрулевого переключателя. Однако справиться с основной проблемой всех без исключения роботизированных КП не удалось и на этот раз. При разгоне и переключениях вверх происходит заминка в ускорении автомобиля. Изловчившись и научившись предугадывать логику переключений автомата, можно минимизировать эту неприятность, сбрасывая газ в момент переключения. Но не проще ли тогда управляться с обычной коробкой и сцеплением?
К сожалению, нам не удалось вытащить на эти испытания VW Golf с двигателем 1,6FSI (непосредственный впрыск, 115 л. с.) и пришлось довольствоваться обычным 1600-кубовым 102-сильным мотором, заметно уступающим двигателю Toyota практически во всем — в мощности, эластичности и даже уровне шума. Зато вместо робота здесь стояла современная шестиступенчатая гидромеханическая КП, работающая без каких-либо проблем, за исключением того, что она съедает существенную часть мощности слабосильного двигателя. В результате по параметрам динамики разгона мы отдаем предпочтение Toyota Auris.
Высокий уровень
Что касается управляемости, то все предыдущие поколения Toyota Corolla, даже для своего времени, не отличались особыми достоинствами и были заурядными транспортными средствами, а не объектами вожделения энтузиастов.
Все то же самое можно было сказать и о первых четырех поколениях VW Golf, но с появлением Golf V ситуация резко изменилась. Дело в том, что в последнем десятилетии прошлого века слоган «удовольствие от вождения» приобрел популярность и значимость не только в отношении спортивных автомобилей. Среди производителей массовых легковых моделей выделились лидеры, сумевшие придать своим даже самым недорогим машинам управляемость не только безопасную, но и доставляющую удовольствие. К ним можно было причислить Peugeot и европейский Ford, но не VW, который был вынужден наверстывать упущенное. Первыми успехами на этой ниве стали Golf пятого поколения и целый ряд моделей, созданных на его платформе.
С 2003-го мы уже успели хорошо познакомиться с Golf V и многими его производными, высоко оценив достигнутое сочетание управляемости и плавности хода. Ну и, конечно, было очень любопытно узнать, как отреагирует Toyota на успехи конкурентов. Судя по первой встрече с Toyota Auris, по совокупности управляемости и плавности хода японцам удалось вывести эту машину на уровень VW Golf V, который превосходит ее по комфортабельности подвески, но местами даже чуть уступает по точности отслеживания заданной траектории. В целом же по этим свойствам соперники ведут себя на удивление схоже — надежно, уверенно и послушно, позволяя водителю потешить собственное «эго», а пассажирам при этом не слишком страдать от тряски.
Если же составить условную «табель о рангах» в отношении управляемости и плавности хода, то среди одноклассников участники этого теста займут места где-то на подходах к пьедесталу и уж значительно выше средних.
Подведем итоги
Японский концерн не зря «развел» по разным ценовым нишам Corolla и Auris. Хэтчбек действительно иной, и разница в цене между ним и седаном вполне естественна: богатое оснащение, оборотистый мотор, хорошо работающая роботизированная коробка передач и интересный интерьер заслуживают собственного имени. И внешне Auris выглядит привлекательно. При этом в топовой комплектации он дешевле аналогичного Golf, который к тому же и выглядит зауряднее японской модели.
|