В свое время Zafira первого поколения произвела фурор, предложив семь посадочных мест. Эта концепция была сохранена и в следующем поколении модели, что можно считать как преимуществом, так и недостатком. Почему? Во всех манипуляциях с откидными сиденьями третьего ряда задействован диван с неразрезной подушкой и откидываемой по частям спинкой. Так, чтобы пропустить назад одного пассажира, беспокоить придется всех обитателей второго ряда. В идеале они и вовсе должны выйти: нужно отодвинуть диван вперед и откинуть ближайшую к дверному проему часть спинки - только так будет получен более-менее сносный доступ к третьему ряду. Кроме того, "цельный" диван среднего ряда пусть и функционален (все три части его спинки регулируются по углу наклона, а узкий центральный сектор превращается в многофункциональный подлокотник), но все же не так удобен, как три раздельных кресла. Опять же сиденья третьего ряда подойдут разве что детям, тогда как взрослые пассажиры будут испытывать дефицит места. Ну а тем, что сидушки за ненадобностью можно сложить и при этом они образуют единый уровень с полом багажника, уже никого не удивишь - подобный фокус сегодня имеется в арсенале практически всех производителей. В этом вопросе салон Mazda5 предлагает большую гибкость. Начнем с того, что в третьем ряду пусть не намного, но просторнее. И попасть туда можно двумя способами: откинув вперед одно из боковых кресел второго ряда, а то и вовсе пройдя между ними, - в нашем автомобиле в средней части салона было установлено только два сиденья. Правда, второй вариант для худых и изящных - расстояние между сидушками невелико. Вообще, шестиместный салон в Mazda5 скорее исключение: в большинстве машин во втором ряду между креслами имеется откидная центральная вставка - место для третьего пассажира, но в присутствовавшем на тесте автомобиле ее не было. Зато раздельные кресла с индивидуальными регулировками удобнее цельного дивана в Opel. Ну а если забыть про третий ряд в принципе? Тогда Zafira ничуть не хуже "пятерки", более того, в этом случае немецкий компактвэн предлагает более вместительный и удобный в использовании багажный отсек. Правда, у Mazda имеется еще один козырь - сдвижные боковые двери предпочтительнее при посадке/высадке в стесненных условиях, например на парковке, а версия с электроприводом дверей имеет дополнительные преимущества. С другой стороны, если все эти "фишки" со складывающимися сиденьями и сдвижными дверями вас никак не интересуют, а нужен просто в меру вместительный автомобиль с просторным пятиместным салоном и большим багажником, тогда выбор между Opel Zafira и Mazda5 не должен быть принципиальным, ведь все остальные различия - в нюансах.
Как ездит? Загадка одна: семь мест, легковая управляемость, компактные габариты, - однако немцы и японцы разгадали ее по-разному. В свое время Zafira была чудо как хороша - не зря же доводкой управляемости первого поколения занимались специалисты Porsche! Именно поэтому на трассе вы управляете не просто хорошим немецким минивэном, а минивэном с азартным характером! Но когда пересаживаешься в Mazda, оказывается, что она еще более азартна! Причем так, как могут быть азартны только легковые "зажигалки" с их точными и быстрыми реакциями. Кроме высокой посадки, в "пятерке" больше ничего минивэнного почти нет - она так же приятна в управлении, как "шестерка" или "трешка". Причем даже особенности характера те же: чуть жестковатая подвеска, средняя шумоизоляция, но зато "острый" руль и правильные реакции. Zafira на городских скоростях не так интересна: в ней чувствуются габариты и вес, сама она с места водителя кажется больше, контролировать ее в дворовых толкучках несколько сложнее. Зато на трассе - привет от Porsche! Там, где Mazda уже кажется излишне резкой, например в колее или на неровной дороге, Zafira, что называется, еще только "входит во вкус". Ее коронный номер - скоростные виражи на 100-120 км/ч, которые она проходит с невероятной для такой компоновки устойчивостью. Причем чем больше загрузка, тем интереснее становится управляемость. Mazda же интереснее в городе, где ее динамика и управляемость, а также лучший контроль габаритов оказываются уместнее, - по сути, вы сразу забываете, что здесь имеется еще шесть мест, и просто катаетесь на ней с тем же удовольствием, что и на обычной "трешке". Так что выбирать среди этих моделей нужно исходя из условий экслуатации: если всю неделю в городе и иногда на дачу всей семьей, то Mazda5 будет интереснее, а вот если поездки всемером постоянные и длительные, то Zafira, с точки зрения водителя, "правильнее".
Рассуждая об эксплуатации Из двух моделей, которые побывали у нас на тесте, я бы порекомендовал заинтересованным в покупке компактвэна начинать выбирать, просмотрев в первую очередь предложения о продаже Zafira, а Mazda5 оставить про запас. Не то чтобы Mazda5 была совсем уж неподходящим вариантом, но когда приходится подбирать для нее запчасти, выясняется, что их ассортимент невелик, по некоторым позициям ощущается дефицит, а за кое-чем обращаться придется и вовсе только к официальному дилеру, что может оказаться накладно. Не исключено, что со временем ситуация изменится к лучшему, однако с запчастями к Zafira уже сейчас полный порядок, а поскольку эта модель буквально обречена стать такой же популярной, как сегодня ее предшественница, то и в будущем никаких проблем с "тыловым обеспечением" компактвэна Opel не предвидится. К тому же Zafira проще и ремонтопригоднее по подвеске, например. Конструкцией однорычажных передних подвесок сравниваемые модели похожи, однако в Zafira шаровую опору можно поменять отдельно от рычага, в то время как в "пятерке" при износе шаровой опоры производителем предусмотрен только вариант замены рычага целиком. Изготовлением же неоригинальных шаровых опор для Mazda5, похоже, занимается пока лишь один Moog, но достоверной информацией, как ходят эти шарниры и пригодны ли они для установки в оригинальный рычаг или для начала придется купить рычаги Moog, мы, к сожалению, не располагаем. Правда, бывать в ремонтах передней подвески Zafira может чаще из-за менее долговечных стоек стабилизатора (их прогнозный ресурс - 30-50 тыс. км против 60-80 тыс. км у Mazda5), но цена стоек невелика, а работа по замене нетрудоемкая. Где разница существенная, так это в конструкции задних подвесок. У Zafira - простенькая балка, у Mazda5 - "многорычажка" со стабилизатором поперечной устойчивости. В ремонте многорычажная подвеска однозначно дороже, а сэкономить владелец Mazda5 сможет, только если ремонты "многорычажке" будут требоваться реже. Увы, небольшой пока еще опыт эксплуатации рассматриваемых моделей этого не подтверждает, более того, показывает, что балка у Zafira весьма выносливая, а вот стойки заднего стабилизатора в Mazda5, как и переднего, вполне могут потребовать замены после 60-80 тыс. км. Как и полагается современным автомобилям, Zafira и Mazda5 оснащались бензиновыми и дизельными двигателями, подготовленными для выполнения современных же норм токсичности выхлопных газов. Что такие моторы требовательны к качеству горюче-смазочных материалов и нуждаются в своевременном и квалифицированном обслуживании, думается, известно всем. У Zafira линейка силовых модификаций шире, но вряд ли есть смысл покупать для эксплуатации в наших условиях версии ОРС с бензиновыми турбодвигателями 2,0 л, а также 2,2 л с прямым впрыском бензина. На какой из остальных модификаций Zafira, а также версиях Mazda5 остановить выбор, чтобы не стать постоянным клиентом СТО, большой разницы нет - при соблюдении правил эксплуатации более-менее надежной работы можно ожидать ото всех. Другое дело, что мотором 2,3 л европейские версии Mazda5 не оснащались и к нам автомобили с такими двигателями попадают из США. Поэтому с компьютерной диагностикой не исключена проблема в том плане, что далеко не на каждом сервисе найдется подходящее для этого оборудование. Тем, кому интересны только дизели, стоит знать, что на Zafira в первые годы выпуска еще устанавливался перешедший по наследству от предшественницы неплохо зарекомендовавший себя турбодизель 2,2 л. "Механика" или "автомат"? От приобретения Zafira с роботизированной коробкой Easytronic (это возможно для версии с бензиновым двигателем 1,8 л) я бы порекомендовал воздержаться. Но зато, учитывая, что рассматриваемые модели пребывают в возрасте, когда набранный пробег пока не вынуждает всерьез задумываться, сколько еще сможет протянуть гидромеханический "автомат", не вижу причин, чтобы отговаривать желающих от покупки версии с такой коробкой в случае как Zafira, так и Mazda5. Есть, конечно, в Zafira несколько нюансов, которые вряд ли обрадуют владельца. Недешево в ремонте сцепление на версиях с МКП, а износ его деталей запрограммирован принципом работы сцепления, поэтому вероятность, что ремонт потребуется, высока. Непредсказуема надежность ступичных подшипников, так как вывести их из строя можно одним сильным ударом, неаккуратно въехав на скорости в какую-нибудь яму, а они на наших дорогах не такое уж и диво. Меняются же подшипники вместе со ступицами, то есть опять-таки недешевый ремонт обеспечен. И все же, на мой взгляд, покупка Zafira предпочтительнее, а Mazda5, повторюсь, лично я рассматривал бы лишь как запасной вариант, если в предложениях о продаже Zafira не найдется ничего годного.
|