Peugeot 3008, то ли в шутку, то ли всерьез представленный потенциальным покупателям в качестве французского видения современного кроссовера, вызвал немало споров среди автожурналистов. Судите сами: внешность однообъемного минивэна, водительское место а-ля купе, относительно высокий для Западной Европы клиренс 150 мм (для РФ - 170 мм), монопривод и позиционирование в качестве кроссовера. Французы рисковали, причем рисковали всерьез.
Примет ли рынок подобное авто? Потянутся ли за ним покупатели? Для кого вообще создано это авто? Именно такими вопросами задавались и мы, протестировав в сентябре 2009-го один из первых образцов автомобиля, официально ввезенных в Республику Беларусь. 120-сильный бензиновый мотор, по-французски вальяжная механическая коробка передач, комфортабельная подвеска, качественный и стильный интерьер в сочетании с экстравагантной, во всяком случае для кроссовера, внешностью дали нам больше вопросов, чем ответов. Спустя несколько месяцев рынок расставил все точки над «i». Уже в ноябре Peugeot отрапортовал в своих пресс-релизах: «Продажи 3008-го на 15% превысили планы концерна». Покупатель принял весьма неоднозначную новинку - 50.000 заказов на автомобиль яркое тому подтверждение. Изрядно подискутировав, приняли ее и журналисты. Уже в ноябре автомобиль становится финалистом конкурса Car of the Year 2010. Тогда же, в ноябре, в Австрии Peugeot 3008 завоевывает 2009 Autorevue Award в категории… «вэны», опередив Toyota Verso, Renault Scеnic, Citroеn C3 Picasso и KIA Soul. Затем следует победа в конкурсе Auto Europa 2010 в Италии. А в январе 2010-го британский What car? называет Peugeot 3008 лучшим среди кроссоверов и присуждает ему свой титул Car of the Year 2010. Вот такой успешный и загадочный автомобиль, который кто-то сравнивает с вэнами, кто-то - с кроссоверами… Именно поэтому, когда нам предложили протестировать 3008-й еще разок, но уже с более мощным и тяговитым турбированным мотором, развивающим не 120, а 156 л.с., мы долго не сопротивлялись. В городском потоке Полдень, все 8 полос центрального столичного проспекта заняты медленно ползущей вереницей автомобилей. В этой суете Peugeot 3008 чувствует себя весьма неплохо. Большие информативные зеркала заднего вида, габариты гольф-класса, высокая посадка и неплохая обзорность с места водителя делают свое дело. Подыгрывает в городском потоке и непривычная глазу внешность автомобиля. С места водителя не остается незамеченной живость и эластичность работы турбированного мотора, крутящий момент которого достигает максимума 240 Нм уже при 1400 об/мин. Если прежнего нетурбированного 120-сильного 1.6 машине было достаточно лишь для размеренной езды, то турбоверсия, даже в сочетании с «автоматом», позволяет гораздо больше. Теперь автомобиль почти мгновенно реагирует на нажатие педали акселератора, предоставляя водителю весьма широкий простор для маневров в городском потоке. Абсолютно неагрессивный внешне кроссвэн, или вэновер, как вам больше понравится, при необходимости весьма резво занимает пробелы, то и дело возникающие в потоке автомобилей. Послушный и информативный руль в сочетании с весьма эффективными тормозами делает городскую езду на 3008-м весьма комфортной. Когда оказываешься первым на светофоре, с появлением зеленого сигнала немного тучный Peugeot при необходимости способен многим утереть нос благодаря слаженной работе бензинового турбомотора и 6-ступенчатого «автомата». Нажатие на «газ» - и стрелка тахометра, преодолев отметку 1800 об/мин, начинает работать словно маятник: 1800-2200, 1800-2200 и так далее на первых пяти передачах. При этом в салоне тихо и комфортно. Впрочем, так ездить надоедает через 2-3 перекрестка. «Зеленая волна» рассчитана на 60-70 км/ч, Peugeot же разгоняется быстрее. В результате езда начинает напоминать движение прыжками. Если добавить к этому необходимость в меру интенсивного торможения у каждого светофора и следующий за ним легкий кивок кузова, без острой необходимости так ездить не хочется. Вдали от цивилизации Несколько километров загородного шоссе, и вот под колесами уже не асфальт, а обычная грунтовка, местами изрядно разбитая то ли тракторами, то ли грузовым транспортом. В голове легкое замешательство: машина моноприводная, шины шоссейные, переключение режимов трансмиссии в нашей версии не предусмотрено. Возникает вопрос: а стоит ли соваться в грязь? Специалисты Peugeot настаивали, что 3008 – кроссовер. Что же, поверим. Двигаясь "внатяг", ныряем в первую серьезную лужу, которая на поверку оказывается куда менее опасной. Разбрызгивая колесами воду, 3008-й уверенно ползет вперед. Провоцирую пробуксовку резким нажатием педали «газа». Делаю это сознательно, так как это одна из наиболее часто встречающихся ошибок людей, не искушенных в езде по бездорожью. Автомобиль начинает подбуксовывать, но тут в работу включается ESP. Спустя мгновение грязевая ванна позади. Следующую водную процедуру проходим куда быстрее. Относительно высокий для легкового автомобиля клиренс в сочетании с металлической накладкой в нижней части переднего бампера позволяет это делать без опаски. Автомобиль на высоте и в прямом, и в переносном смысле. А вот езда по сухому грунту не столь идеальна. Крупные неровности подвеска 3008-го «проглатывает» весьма неплохо, а вот мелкие вызывают нервную дрожь всего автомобиля. Что сильно удивляет, ведь год назад в 120-сильной версии подробного эффекта не наблюдалось. Озадачившись данной нестыковкой, отправляемся на площадку, где 3008-му предстоит продемонстрировать себя в экстремальных режимах.
Езда на грани Не секрет, что автомобили с высоким центром тяжести в экстремальных режимах весьма часто демонстрируют посредственные показатели в части устойчивости и управляемости. Peugeot 3008 здесь приятное исключение. Массивный и валкий на первый взгляд автомобиль при "переставках" ведет себя не хуже обычной легковушки с клиренсом 10-11 см. Секрет кроется в системе динамического управления кренами кузова Dynamic Rolling Control. Именно она улучшает управляемость и комфорт при прохождении поворотов за счет снижения поперечно-угловых кренов кузова. Даже крутые повороты на Peugeot 3008 проходить несложно и безопасно. Вот только обратная сторона этой медали - очень жесткая работа подвески на мелких неровностях. В частом в современных автомобилях споре комфорта и безопасности создатели Peugeot 3008 вполне логично предпочли второе, оснастив мощную бензиновую версию системой Dynamic Rolling Control. В конце концов, у покупателя всегда есть выбор: менее мощный мотор и мягкая подвеска или турбоверсия с Dynamic Rolling Control. Я предпочел бы второе.
Размышляя о бюджете Малолитражные бензиновые моторы, оснащенные турбинами, сегодня предлагаются практически всеми европейскими автопроизводителями. Они экономичны, дружелюбны к окружающей среде и вместе с тем способны поразить своими тягово-мощностными характеристиками. Созданный совместно с BMW мотор Peugeot яркое тому подтверждение. В ходе тест-драйва мы уложились в 10 л/100 км. Производитель декларирует в смешанном цикле 7,7 л/100 км. Показатели весьма неплохие, но с одним но – подобные моторы «заточены» под высокооктановые бензины Аи-95, Аи-98, о чем свидетельствует этикетка на лючке бензобака. И тем, кто привык к 92-му, следует это учитывать, особенно если они рассчитывают на все 156 «лошадок» и 240 Нм крутящего момента.
Кроссвэн или вэновер А какая собственно разница. Ведь это просто слова и игры маркетологов. Концерн Peugeot создал добротный семейный автомобиль по принципу салата оливье: место водителя а-ля купе с четко очерченным пространством и великолепной эргономикой, удобные и по-настоящему комфортабельные места для четверых пассажиров без смешных 6-го и 7-го кресел, лишающих машину подобного класса багажного отделения и заставляющих задних пассажиров вспоминать позу эмбриона, талантливо спроектированный багажник с тремя уровнями пола и двухсекционной задней дверью, наконец, высокий клиренс, позволяющий без опаски зацепить что-нибудь днищем передвигаться по пересеченной местности. Что до монопривода, то здесь тоже есть свои плюсы: меньше деталей - меньше поломок, меньше вращающихся масс - меньше расход топлива и самое главное - отсутствие соблазна влезть туда, где место настоящим рамным внедорожникам. Одним словом, сегодня у Peugeot в модельном ряду есть настоящий - ни больше ни меньше - друг семьи. Требуйте у дилера тест-драйв, формируйте свое отношение к машине - она того стоит. А уж кем будет для вас Peugeot 3008 - вэном, кроссовером или чем-то еще, - решать вам.