Первое поколение Yaris появилось в 1999 году. Модель выпускалась до 2005 года (в 2003 году ее модернизировали), так что по идее у покупателей подержанных машин есть большой выбор. Но…
Впервые показанный в 1999 году, Yaris очень понравился жителям Старого Света. Однако в России Yaris оказался в числе неудачников. Автомобиль откровенно не пошел, и в один прекрасный момент «Toyota» прекратила его поставку в нашу страну из-за чрезвычайно низкого спроса. В чем причина того, что вкусы европейцев и россиян так кардинально разошлись? Ответ известен — высокая цена. В свое время Yaris стоил почти столько же, сколько и Corolla. И это учитывая более хорошее оснащение последней модели, не говоря уже о размере и имидже. Поэтому большинство покупателей предпочитали брать именно Corolla, а не Yaris. На вторичном рынке стоимость подержанных Yaris и Corolla тоже не слишком отличается.
Автомобиль под названием Toyota Yaris выпускался в двух кузовах: 3- и 5-дверный хетчбэк. Однако на вторичном рынке можно встретить очень практичный Yaris Verso, который отличается не только другим внешним видом, но и увеличенными габаритами (+240 мм). Если внешний вид Yaris Verso вас не отпугивает (в Японии модель была известна как FunCargo, а в некоторых странах Азии — как Echo Verso), то берите не задумываясь. Этот маленький и на самом деле довольно страшненький автомобиль оказался на удивление практичным. Пожалуй, среди всей модельной гаммы Yaris именно модификация Verso заслуживает самых высоких оценок благодаря просторному салону. Впечатляет и объем багажника. При сложенных задних креслах он составляет аж 1160 л. Это значительно больше, чем у традиционных универсалов!
Большинство продаваемых на вторичном рынке Yaris ввезены к нам из Европы (в России, как уже говорилось, Yaris пользовался весьма ограниченным спросом). Однако часто можно найти и автомобили из Японии, которые, правда, имели другое название. Про то, что Yaris Verso назывался FunCargo, уже было сказано. Обычные же Yaris в Японии именовали Vitz. Кроме того, в Стране восходящего солнца продавали приличное количество автомобилей, построенных на базе Yaris. Это Platz, its (именно с маленькой буквы), Will Cypha, Raum, Bb. Причем в Японии были доступны не только переднеприводные версии, но и машины с полным приводом! А в США продавали купе и 4-дверный седан под названием Echo (в некоторых арабских странах седан известен как Yaris).
Как это часто бывает с «японцами», Toyota Yaris имела фиксированные уровни оснащения, которые не давали покупателям особого простора для фантазии. Поэтому желающим ездить на Yaris придется выбирать между тремя комплектациями: Terra, Luna и Sol. Последняя самая хорошая. Здесь уже есть кондиционер, ABS, несколько подушек безопасности, велюровая отделка салона, электропривод всех стекол.
Несмотря на довольно скромные размеры, внутри Yaris места предостаточно, причем не только спереди, но и сзади. Во многом этого удалось добиться благодаря наличию регулировки второго ряда кресел по длине. Правда, если назад сядут взрослые люди и отодвинут сиденья, то багажник станет очень скромным (всего 205 л). Но у конструкторов «Toyota» есть чем ответить на этот упрек: в машине имеется огромное число всевозможных ящичков, кармашков и «бардачков». И туда можно спрятать много всякой всячины.
Чаще всего на вторичном рынке можно встретить Toyota Yaris с бензиновыми двигателями объемом 1,0 или 1,3 л, которые выдавали 65 и 87 л.с. соответственно. Если брать машину с автоматической коробкой передач, то лучше предпочесть более мощный 1,3-литровый мотор. А вот экономического смысла в покупке Yaris с 1,5-литровым двигателем нет: как уже было сказано, такая машина стоит столько же, сколько и более крупная Corolla. Хотя надо отметить, что Yaris 1.5 смотрится очень даже интересно, ведь он имеет 105 л.с. Для машинки такого размера этого более чем достаточно. Есть еще дизель объемом 1,4 л (75 л.с.). Мотор неплохой, но дизельные Yaris к нам завозят редко, к тому же особой экономии на топливе в данном случае не будет: 1,3-литровый бензиновый «движок» при сравнимой динамике и удобстве управления тратит ненамного больше.
Все без исключения двигатели очень надежные. Если вы будете брать автомобиль с пробегом под 100 000 км, то по идее к силовому агрегату претензий вообще никаких быть не должно (даже цепь ГРМ здесь надо менять только после 200 000 км). Разве что может потребоваться прочистка системы впрыска, которая засоряется из-за нашего уникального по «чистоте» бензина. Еще при пробеге больше 100 000 км иногда встречаются засоренные датчики расхода воздуха. Их в большинстве случаев достаточно просто почистить, хотя на некоторых сервисах клиентов нагло «разводят» на замену датчика, который стоит больше $200. Теоретически, конечно, могут сломаться и другие датчики, которые стоят недешево, однако их поломки носят единичный характер. И вообще такие неприятности встречаются с Toyota Yaris крайне редко. Конечно, если вы будете покупать автомобиль первых годов выпуска с большим пробегом, то нужно быть внимательным.
Большинство продаваемых в Европе Yaris имеют очень надежную 5-ступенчатую механическую коробку передач. Даже сцепление там надо менять лишь ближе к 200 000 км, что стоит $500. Учитывая ресурс элемента, это не так много. «Toyota» предлагала для Yaris и механическую коробку с системой автоматического выжима сцепления под названием Freetronic. По идее такая роботизированная трансмиссия очень удобна. Можно самому переключать передачи (педаль сцепления при этом отсутствует), а можно поставить коробку в автоматический режим. Однако опыт показал, что коробка оказалась довольно дерганой, частенько «тупит», к тому же есть масса вопросов к ее надежности. Нередко владельцы жалуются на то, что передачи начинают как-то странно переключаться, компьютер постоянно пишет о тех или иных ошибках. В этом случае надо как можно быстрее ехать на сервис и смотреть, в чем дело (хотя сразу скажем: далеко не все СТО возьмутся за диагностику и ремонт Freetronic). Мастера говорят, что ненадежность коробки их просто пугает. Сломаться может многое: золотниковый клапан, датчик давления, гидроаккумулятор, насос, нередко жидкость гидропривода уходит через прохудившиеся уплотнения. При этом все запчасти для Freetronic стоят фантастически дорого — нередко ремонт коробки обходится дороже $2000. Поэтому лучше перестраховаться и вообще отказаться от роботизированной КП. И если последовать этому совершенно правильному совету, то тогда Yaris из Европы придется брать только с «механикой», что не повышает популярности Yaris среди россиян. Теоретически можно найти машину и с гораздо более надежным 4-ступенчатым «автоматом», однако на европейском рынке такие авто встретить почти невозможно. АКП ставили главным образом на японские или американские версии модели.
Подвеску Yaris мало кто ругает, тем более что ничего сложного там нет: спереди стоит традиционный «МакФерсон», а сзади — полунезависимая балка. Да, можно высказать претензии, что машина немного жестковата, но это недостаток всех моделей В-класса. К тому же на фоне конкурентов Yaris выглядит очень достойно в вопросе плавности хода. Если вы будете покупать автомобиль с пробегом менее 100 000 км, то с 90%-ной долей вероятности можно утверждать, что ремонтировать ходовую не потребуется. Разве что передний стабилизатор может быть уже изношен, но его восстановление будет стоить не более $100. И лишь после 130 000 км под замену могут пойти амортизаторы (порядка $60–80 за штуку), подшипники ступиц ($20–30) и, может быть, передние рычаги с шаровыми ($150 за каждый). Но, повторим еще раз, подвеска Yaris отличается надежностью, а все без исключения детали имеют большой ресурс. К тому же стоимость запчастей для Toyota Yaris не такая уж и большая, как можно было бы ожидать.
Подержанная Toyota Yaris первого поколения имеет неплохое оснащение, приличный уровень безопасности, достойные двигатели. Да и с надежностью у Yaris все в порядке (за исключением версий с роботизированной коробкой). Но все портит цена: Yaris, даже подержанный, стоит дорого. И поэтому многие покупатели предпочитают Corolla, да и выбор экземпляров значительно шире.
ЭКСКУРС Первые прототипы нового маленького хетчбэка, который должен был сменить модель Starlet, были показаны еще в 1998 году. Концепты под названием FunTime и FunCargo произвели на публику очень хорошее впечатление, и в начале 1999 года модель пошла в серийное производство. Правда, первые месяцы автомобиль продавался только в Японии под именем Vitz. Но во второй половине 1999 года появилась и европейская версия под названием Yaris.
Помимо непосредственно Yaris и Vitz в продаже часто можно встретить Echo (в США так именовали 2-дверное купе и 4-дверный седан, а в Канаде, на Кипре и в некоторых странах Азии — 3- и 5-дверные хетчбэки), Platz (седан в Японии). Еще был минивэн Yaris Verso с увеличенной колесной базой, представленный в 2001 году. Последняя модель также известна как FunCargo (в Японии) и Echo Verso (в Азии). Ну а в Японии на этой же колесной базе делали еще несколько автомобилей: its, Will Cypha, Raum, Bb.
В Европе Toyota Yaris с самого начала пользовалась огромным успехом. Стоит сказать, что в конце 1999 года автомобиль удостоился звания «Автомобиль года-2000». Первое время под капот Yaris ставили только двигатель объемом 1,0 л, однако потом появился 1,3-литровый мотор. В 2001 году гамма дополнилась 1,5-литровым бензиновым агрегатом и 1,4-литровым дизелем. В 2003 году «Toyota» представила турбированную версию Yaris T-Sport, которая имела под капотом 150 л.с. В том же 2003 году был проведен рестайлинг Yaris.
В 2005 году «Toyota» представила новое поколение Yaris. Автомобиль стал чуть больше своего предшественника, а под его капот начали ставить двигатели объемом 1,0 л (69 л.с.), 1,3 л (87 л.с.) и новый дизель объемом 1,4 л (90 л.с.). Коробки передач две: «механика» или роботизированная КП MultiMode.