Официальный дебют первого «Логана» состоялся в 2004, хотя товарные машины появились в 2005. Без каких-либо значимых изменений автомобиль просуществовал до 2009 года, когда в жизни модели случился рестайлинг. Тогда же, кстати, дебютировал и хэтчбек Sandero, сделанный на «логановской» платформе B0. Косметически у «Логана» изменилась оптика, бампера, крышка багажника. Интерьер получил внутренние ручки дверей под естественный хват, регулировку рулевой колонки (правда лишь в одной плоскости). Однако все эти нововведения не затронули базовый вариант.
Моторы у «Логана» первого поколения только бензиновые и только атмосферные. В отличие от европейских Dacia, на российских «Рено» не было дизелей. Базовым двигателем «Логана» стал атмосферник 1.4, мощностью 75 сил и крутящим моментом 112 Нм. Многолетний опыт эксплуатации гигантского тиража автомобилей с этим силовым агрегатом доказал его сравнительную беспроблемность. Если прежний владелец педантично обслуживал машину и следил за состоянием мотора (своевременно менял масло, ремень ГРМ и т.д.), то серьезных вложений он не потребует вплоть до 150 000 км, хотя и больший пробег может никак не сказаться на самочувствии двигателя. При пробеге в 60 000 км некоторых вложений может потребовать разве что сальник коленвала и водяной насос. Но другой подвох, скорее, кроется в способностях агрегата: динамика выходит приемлемой только в городе и лишь на легкой машине. При этом аппетит мотора 1.4, по современным меркам, не назвать скромным. Сэкономить можно, пожалуй, на налоге и первичной покупке.
Восьмиклапанный двигатель 1.6, мощностью 84-90 л.с. и моментом 128 Нм по надежности не хуже младшего мотора 1.4. При должном обслуживании никаких серьезных проблем ждать от него не стоит. Из мелочей, которые могут побеспокоить – течь масла через прокладку клапанной крышки. Сложности вызывают также поржавевшие контакты аккумулятора и хомутов системы охлаждения. Последний дефект объясняется условиями эксплуатации и встречается в основном на экземплярах, ездящих в больших городах, где зимой дороги обильно поливают вредными реагентами.
С точки зрения ресурса убедительно, пусть и не образцово выглядит и шестнадцатиклапанный агрегат объемом 1.6 (102-103 л.с. и 147Нм). Здесь уже другой тариф транспортного налога, что отчасти компенсирует более заводная динамика. Такой Logan едет заметно активнее, хотя и не ставит рекордов на фоне других машин. Шестнадцатиклапанный Renault дополнительно отличается стабилизатором поперечной устойчивости, шумоизоляцией моторного отсека, уменьшенными ходами и лучшими синхронизаторами механической КПП, а также дисковыми тормозами большего диаметра.
С тормозами, к слову, не все гладко. В тепличных условиях они живут долго и беспроблемно, но на пыльных дорогах и беспощадных грунтовках тормозная система сдается под ударом внешней среды, причем не так важно, какой это Logan: с 1.6 или 1.4; с АБС или без. Первым владельцам приходилось менять колодки уже ко второму ТО, то есть через 30 000 км, причем внутренняя сторона изнашивается заметно быстрее наружной. Причина в загрязнении посадочных мест, которые не вредно периодически чистить. Недуги тормозной системы гарантировано тянут за собой ступичные подшипники. На «Логане» и «Сандеро» эта деталь живет мало.
Энергоемкая ПОДВЕСКА “Логана” оказалась еще и очень надежной. Много седанов служит в такси, и, по словам механиков, только весьма нерадивому водителю удается “ушатать” автомобиль за 30 000 км. Возникшие в более ранние сроки проблемыс ходовой встречались опять-таки лишь на первых машинах из Румынии и совершенно не характерны для собранных на “Автофрамосе”. Втулки и стойки стабилизатора, часто проблемные на многих других моделях, на “Логане” живут по 50 000–60 000 км. А наконечники рулевых тяг, амортизаторы и запрессованные в рычаги шаровые опоры выхаживают в два раза больше. Жесткую балку задней подвески владельцам “Логанов” приходилось менять разве что после серьезной аварии.
Коррозионная стойкость кузова сильно зависит от года выпуска. Автомобили до 2007 года, в особенности «Логаны» первого года (2005) начинали «цвести» сразу после зимы. Тогда и представительство, и завод признали свою вину, объяснив недуг нарушением технологии производства, и решили проблему гарантийной покраской. Впрочем, и это помогло лишь частично: со временем железо первых экземпляров снова пасовало под натиском ржавчины. Решительные меры французы приняли лишь в конце 2007, начав оцинковывать кузова.
Доминанта на рынке – «Логаны» с пятиступенчатой «механикой». На ее здоровье жалуются единицы, причем проблема сопротивления при включении передач, чаще всего, решается регулировкой сцепления, претензий к которому тоже нет. А вот появившийся на рубеже 2010-2011 годов четырехступенчатый «автомат», известный в кругу инженеров под кодом DP0-DP2 (или AL4 в документах Peugeot-Citroen) – клубок сложностей. Разработанный в девяностых годах прошлого века агрегат редко доживает без ремонта до 70—80 тысяч км. Переключения передач сопровождаются рывками, а активная езда и холодные старты резко сокращают срок службы. Главный виновник — клапан модуляции давления в гидроблоке, который, несмотря на многочисленные доработки, быстро засоряется грязью из масла и требует замены. Причем не факт, что ремонт вылечит болезнь навсегда, ситуация вполне может повториться, посему от «Логана» с «автоматом» все-таки лучше воздержаться.
Салон стареет медленно. Даже к 100 тысячам км он выглядит вполне свежим, если машина находилась в частных руках и не работала в такси или курьерской службе. С возрастом обычно ломается подсветка органов управления, изнашиваются провода подрулевого рычажка, отчего страдают клаксон и указатели поворота, начинают подтекать уплотнители дверных проемов, впитывая влагу в двери.
Однако в совокупности пугающих диагнозов у «Логана» нет. Конструктивно простой седан вышел убедительно прочным. Тем не менее, покупать лучше экземпляр, как можно моложе и точно не старше 2008 года. При этом следует исключить из перечня вариантов «Логаны» с «автоматом». Если хотите «двухпедальный» автомобиль, ищите другие варианты. А общее противопоказание к применению – служба в такси, автошколах, флит-парках и курьерских доставках. Такой Logan определенно будет измотан прежним владельцем. Поэтому внимание следует уделить автомобилям с сервисной книжкой и штампами о прохождении техобслуживания, а лучше выбирать на трейд-ин площадках официального дилера (важно!), где есть дополнительная гарантия: дорого, но зато относительно безопасно.