Стартовавший на рубеже веков Renault Laguna второго поколения быстро выбрался в пятерку лидеров продаж в Европе среди одноклассников — машин сегмента «D». Секрет успеха этой модели лежал на поверхности: солидный семейный по-французски красивый автомобиль продавался за относительно небольшие деньги. Кроме того, полагались бонусы: высокий уровень оснащения и «медаль» за пассивную безопасность — в 2001 году Laguna II первой в мире в своем классе получила пять звезд в рейтинге ЕвроNCAP.
Модель выпускалась с двумя кузовами: пятидверный хэтчбек и универсал, но с некоторыми особенностями. Первый напоминал скорее седан с коротеньким «спортивным» багажником, чем привычную пятидверную машину. Второй же больше походил не на обычный «сарай» с длинным высоким «хвостом», а на чуть растянутый, зрительно лишенный тяжеловесности хэтчбек. Разница объемов их багажников — всего 50 л (430 и 480 л соответственно). И еще одно немаловажное потребительское отличие между этими кузовами — покатая крыша в хэтчбеке несколько ограничивает рост пассажиров задних сидений. Тем не менее в обеих версиях салон достаточно просторный и соответствует классу машины. Внутри достаточно «потайных» емкостей: выдвижные ящики под передними сиденьями, а также боксы в переднем и заднем подлокотниках. Багажник может быть оборудован сеткой для вещей и защитной решеткой за спинкой заднего сиденья.
В Laguna применена система Renault Card — традиционный ключ зажигания заменяет электронная чип-карта. Для того чтобы запустить мотор, необходимо вставить электронный ключ, похожий на кредитную карту, в соответствующую прорезь, и охранная система разблокируется. Для запуска двигателя нужно нажать кнопку Start, расположенную справа от руля. В богатых комплектациях возможности ключа расширены: в режиме «свободные руки» замки запираются-отпираются автоматически. Блок управления реагирует на «присутствие» карточки в непосредственной близости к автомобилю, но достаточно отойти на несколько метров с карточкой в кармане, и автоматика сама закроет двери. Впрочем, на случай отказа электроники или разряда аккумулятора предусмотрена возможность механического открывания дверей. Внутри карточки спрятан обычный ключик, который вставляется в личинку дверного замка, закрытую от посторонних глаз и пападания грязи декоративной заглушкой.
В базовом оснащении автомобили, поставлявшиеся на наш рынок, имеют две регулировки рулевой колонки (по вылету и углу наклона), шесть подушек безопасности, ABS с дотормаживателем и системой перераспределения тормозных усилий, кондиционер, передние электростеклоподъемники, боковые зеркала с электроприводом и подогревом, регулируемое по высоте водительское кресло и гидроусилитель руля с переменным коэффициентом усиления. В максимальной комплектации возможны раздельный климатконтроль, кожаный салон, ксеноновые фары, датчик дождя, парктроник, электроприводы регулировок передних кресел и даже навигация. Имеется и современная система контроля давления в шинах, данные которой выводятся на специальное информационное табло. Однако для машин в российской комплектации эта опция не предусматривалась, хотя индикатор и присутствовал. Впрочем, при желании этот удобный аксессуар можно установить, что обойдется у официальных дилеров в сумму порядка 30 000 руб., из которых более двух третей стоит комплект необходимых компонентов: колесные датчики, блок электроники и кабели проводки.
Помимо энергопоглощающего силового каркаса кузова и подушек безопасности, в борьбу за жизнь и здоровье людей, находящихся в салоне в момент аварии, готовы вступить складывающийся при ударе педальный узел и двойной преднатяжитель водительского ремня. В качестве превентивных мер в повседневной жизни как опция предлагается ESP, а в обязательном порядке Laguna оборудована централизованной «детской» блокировкой замков задних дверей, включаемой кнопкой, расположенной на подлокотнике водителя, креплением детских кресел Isofix и отключаемой пассажирской подушкой безопасности. Защищена и штатная аудиосистема, поэтому при покупке подержанного экземпляра надо обязательно спросить у хозяина код. После отсоединения аккумуляторной батареи или при ее разряде его придется вводить заново. Впрочем, если код потерян безвозвратно, официальный дилер по VIN может его восстановить за 500—600 руб.
Для модели предлагались бензиновые двигатели объемом 1,6 л (107 л. с., с 2005-го — 112 л. с.), 1,8 л — 120 л. с. (до 2005 г.) и 116 л. с. (2003—2004 гг.), а также моторы с непосредственным впрыском топлива серии 2.0 IDE — 140 л. с. (2000—2005 гг.), 135 л. с. (с 2003 г.) и турбированные версии 163 л. с. (до 2005 г.), 170 л. с. (2005—2006 гг.), 173 л. с. (2007 г.), 204 л. с. (с 2005 г.). Флагманские модификации комплектовались трехлитровым V6 мощностью 207 л. с. (с 2005 г. — 210 л. с.), который с незначительными изменениями ставится на большие Citroеn и Peugeot. Есть также турбодизели серии DTi: 1,9 л (105, 107,120 л. с., с 2005 г. — 110 и 130 л. с.) и 2,2 (150 л. с., в 2005-м добавился 139 л. с., а в 2007-м — 173 л. с.). Для модели предлагаются две механические коробки передач: пятиступенчатая и шестиступенчатая для турбодизельных и турбированной бензиновой версий, а также адаптивный четырехдиапазонный автомат, а для самых мощных модификаций — и пятидиапазонный. Самыми востребованными силовыми агрегатами считаются бензиновые объемом 1,8 л и 2 л (136 л.с.). Они достаточно тяговиты и в то же время экономичны. Правда, у них есть своя ахиллесова пята – выходящий из строя к 80−100 тыс. км пробега фазорегулятор. Если двигатель стал работать с характерным, по-дизельному тарахтящим звуком, готовьтесь расстаться с 15 000 руб. за покупку новой детали. Правда, можно и сэкономить, купив узел на «разборке» или в интернет-магазине. Звук, похожий на шум поломавшегося фазорегулятора, может издавать и износившийся шкив компрессора кондиционера. Здесь уже механизм меняется в сборе – как правило, «лагуноводы» приобретают компрессор Valeo, который надежнее и гораздо дешевле штатного. После 60−70 тыс. км начинает потеть задний сальник коленчатого вала. Сама деталь стоит копейки, но замена получается отнюдь не дешевой, поскольку заодно рекомендуется обновлять выжимной подшипник сцепления. В группе риска задняя опора двигателя (от 2000 руб.), а также помпа (2980 руб.), подшипник которой подклинивает после 80 тыс. км. Часто выходят из строя различные электронные датчики, например, положения коленчатого вала (около 6000 руб.), катушки зажигания, реле-регуляторы и управляющие блоки. А если почувствовали, что двигатель потерял в мощности, а при этом резко возрос расход топлива, велика вероятность кончины каталитического нейтрализатора. Замена дорогая – 40 000 руб.
На наш рынок поставлялись машины, оснащенные только бензиновыми моторами 1,8 и 2,0 л. Их система питания настроена на 92-й бензин, а также установлен «зимний» пакет: более мощный аккумулятор, антифриз с пониженной температурой замерзания и грязезащитный фартук моторного отсека. В целом двигатели при соответствующем обслуживании и эксплуатации достаточно надежны, однако свечи зажигания часто не дотягивают до планового ТО (раз в 15 тыс. км). Нередко продаются машины, пробег которых кратен 60 тыс. км. Это объясняется тем, что старый хозяин хочет сэкономить на замене ремня ГРМ и большом ТО, которое у официалов с расходными материалами стоит порядка 18 000 руб.
Не могут похвастать долговечностью механизмы и узлы, передающие момент от мотора к ведущим колесам. Даже механическая 5-ступенчатая коробка передач JR5 частенько требует ремонта или замены. Благо на разборках этих узлов предостаточно. Впрочем, встречаются машины, которые ездят с родной МКП уже почти 300 тыс. км. Кому как повезет. 4-ступенчатый «автомат» AL4 также известен не с самой лучшей стороны. Хорошо, если его хватит на 150 тыс. км. Но до этой отметки дотягивают далеко не все Laguna. А вот 5-диапазонная АКП фирмы Aisin, устанавливаемая только на V6, слывет гораздо более долговечной. Вместе с коробкой порой приходится менять и сцепление в сборе. А заодно не забудьте поменять и задний сальник коленчатого вала – если он еще не течет, будьте уверены, что в скором времени это обязательно случится. Только для этого опять придется разобрать половину машины и дважды заплатить за одну и ту же работу. А у официалов данная операция стоит порядка 60 000 руб.
Передняя подвеска — макферсон. Ее конструктивные отличия от стоявшей на первом поколении минимальны, разве что для рычагов использован более легкий материал. А вот сзади место торсионов заняла пружинная подвеска со скручиваемой балкой на продольных рычагах. И спереди, и сзади стоят стабилизаторы поперечной устойчивости. Несмотря на простоту конструкции, – подвеска не отличается долговечностью. Стойки (по 1400 руб.) и втулки (по 650 руб.) переднего стабилизатора раньше менялись практически на каждом ТО, или через 20 тыс. км. В последнее время они стали более живучими. В два раза дольше выдерживают шаровые опоры (от 1560 руб.). Подвеска обеспечивает автомобилю плавный комфортный ход, небольшие крены в поворотах, однако об отточенной управляемости Laguna говорить не приходится — это типично семейная машина, не отличающаяся спортивным характером. Адаптированные экземпляры оснащаются подвеской «для плохих дорог», но даже с учетом этого на нашем проселке Laguna чувствует себя плохо — дорожный просвет 125 мм маловат. Задняя подвеска не доставляет проблем владельцу длительное время, а вот спереди ремонтные работы требуются чаще. Передние амортизаторы на машинах первых партий, поставлявшихся в Россию, не выдерживали и 40 тыс. км, и, если это происходило в течение срока гарантии, их меняли бесплатно, в противном случае на дилерской станции надо было оставить около 5000 руб. за каждый амортизатор. При пробеге 60—80 тыс. км приходит черед нижних рычагов (8000 руб. за пару) и стоек переднего стабилизатора (2500 руб./шт. с работой). В рулевом управлении постоянного внимания требуют наконечники (по 1800 руб.), которые живут максимум 60 тыс. км. Примерно столько же отпущено и амортизаторам (по 4000 руб.), которые на половине своего жизненного пути начинают издавать посторонние звуки, оставаясь при этом еще исправными. В задней подвеске ломаться вроде бы и нечему. Однако после 100 тыс. км придется менять все сайлент-блоки.
В тормозной системе со всеми дисковыми тормозами есть случаи подклинивания суппортов задних колес из-за попадания грязи в механизмы. В системе АBS датчики плохо выдерживают тесное общение с реагентами и после двух-трех лет могут отказать.
Кузов неплохо защищен от коррозии, а лакокрасочное покрытие долговечное. Передние крылья пластиковые и довольно крепкие, как и бамперы. Капот и вовсе алюминиевый. Так что ржавчине особо-то и негде разгуляться. Правда, цена оригинальных кузовных деталей необоснованно высокая. И не только их. Например, механизм стеклоочистителей стоит порядка 28 000 руб. А трапеция может заклинить уже к 80 тыс. км. Поэтому бэушные детали на Laguna актуальны. Недолговечен и механизм (15 000 руб.) стеклоподъемников. Ремонт за 3000 руб. помогает ненадолго.
Есть проблеммы с электрикой. Вылетают датчики открытия дверей – меняются они вместе с замками (5500 руб. плюс работа). Перегорают по кругу лампочки, замыкают стоп-сигналы, объединенные в общем блоке с поворотниками. После 120 тыс. км возможны проблемы с чип-ключом.
В общем же, Laguna — удобная, комфортабельная, неплохо «упакованная» машина, но с годами эта красивая «француженка» становится капризной, а затраты на ее содержание растут...
Итог Renault Laguna
Плюсы: удачный дизайн богатое оснащение высокий уровень безопасности
Минусы: малый дорожный просвет ограниченный ресурс передней подвески высокая стоимость запчастей
История модели
Первая Laguna появилась в конце 1993-го. Сначала она выпускалась в кузове хэтчбек, а двумя годами позже начались продажи универсала Nevada (Grandtour). Для модели предлагалась широкая линейка силовых агрегатов — бензиновые: 1,6 л (107 л. с.), 1,8 л (90—120 л. с.), 2,0 л (113 л. с.), 2,0 л (140 л. с.), 3,0-литровый V6 (167—190 л. с.) и три дизеля: атмосферный 2,2 л (83 л. с.), он же с турбонаддувом (113 л. с.), а также турбодизель 1,9 (98 л. с.). В 1998-м был проведен рестайлинг, расширился список оснащения.
Выпуск Laguna I продолжался до 2000 года, когда появилось второе поколение. Автомобиль, как и прежде, выпускался в кузове хэтчбек и универсал и оснащался бензиновыми двигателями: 1,6 л (107 л. с.) и 1,8 л (120 л. с.), 2,0 л (135 л. с.), 2.0 IDE мощностью 140 л. с., его вариантом с турбонаддувом, выдающим 163 л. с., и 3,0-литровым V6 мощностью 207 л. с., а также двумя турбодизелями DTi 1,9 (120 л. с.) и 2,2 (150 л. с.). Моторы агрегатировались двумя механическими КП: пятиступенчатой и шестиступенчатой и двумя АКП: четырехи пятидиапазонной. Весной 2005 года модель претерпела рестайлинг: изменились бамперы, светотехника, радиаторная решетка, заметно обновилась линейка двигателей. Был переработан интерьер, а в списке опций появился пульт управления второстепенными функциями, аналогичный системе iDrive от BMW. Два года спустя появилось третье, ныне здравствующее, поколение Laguna.