Появление на рынке самого маленького Mercedes А-класса вызвало грандиозный скандал, о котором немецкие инженеры не хотят вспоминать до сих пор. Еще бы, ведь журналисты во время испытаний доказали, что А-класс может просто-напросто перевернуться на дороге! Однако покупателей подержанных А-классов это не должно пугать.
На самом деле водители в итоге оказались в выигрыше. После того как А-класс провалил так называемый «лосиный тест», инженеры Mercedes серьезно доработали ходовую часть и, самое главное, оснастили все без исключения машины системой стабилизации ESP. И при этом никаких дополнительных денег за нее с покупателей не брали. Поэтому А-класс можно совершенно спокойно покупать своим любимым женщинам, так как шансов, что они не справятся с управлением этой машинки, не слишком много. Ведь ESP не позволит не то что перевернуться, а даже уйти в занос! Плюс к этому не надо забывать о присутствии подушек безопасности (их наличие надо обязательно проверить на фирменном СТО, так как, по словам механиков, аербэги стоимостью почти в $1 тыс. штука при ремонте после аварии вставляют далеко не всегда).
Большинство представленных на нашем рынке Mercedes A-класса имеют стандартный кузов. Однако из Европы можно привести удлиненную версию «ашки», которая поражает в первую очередь своим огромным пространством в салоне. Места там столько, что сравнивать удлиненный А-класс с компактными хэтчбеками просто смешно – по длине салона эта модель соперничает с шикарным S-классом. И, в это уж вообще невозможно поверить, побеждает! Например, в S-классе расстояние от педалей до спинки заднего сиденья составляет 1978 мм., а в длиннобазном А-классе целых 2005 мм! Поэтому если есть планы приобрести 3-5-летний А-класс, то лучше всего искать именно удлиненную машину, тем более что она должна стоить лишь на $200-600 больше, чем «короткие» автомобили. Притом Mercedes A-класса это на самом деле довольно маленький – по своей длине он меньше таких машин как Volkswagen Polo, Opel Corsa, Peugeot 206 и Hyundai Getz!
Прекрасно справляется А-класс и с перевозкой груза – если сложить задние сиденья, то в «короткий» автомобиль влезет 1740 л., а в «длинный» уже 1930 л. Поверьте, это очень приличный объем - владельцы Mercedes А-класса обычно всегда хвастаются, что они могут погрузить в свою «крошку» целый супермаркет. Правда нужно сразу предупредить, что использование А-класса в качестве грузовика это не самая лучшая мысль. Подвеска автомобиля не рассчитана на частую работу с большим весом, поэтому постоянные ремонты ходовой в этом случае будут неизбежны. А вот оформление салона может несколько разочаровать. Внутренности А-класса довольно оригинальны и обычно сделаны в «веселеньких» тонах. Однако салон все же простоват для Mercedes. И, что многим особенно не нравится, сидя в А-классе нет привычного ощущения уверенности в автомобиле и себе, которую дают «мерсы». Зато А-класс поражает действительно высокой посадкой (на уровне паркетных внедорожников).
Несмотря на необычный внешний вид, А-класс имеет те же особенности в салоне, что и многие остальные модели с трехлучевой звездой на капоте. Например, подрулевой переключатель у него только один. Этот элемент на старых машинах с большим пробегом может выйти из строя, поэтому его надо внимательно проверить (замена переключателя обойдется в $100). Стоит обратить внимание и на стеклоочистители (их на лобовом стекле два, причем они работают по нестандартной для современных легковых моделей схеме). Ведь замена моторчика стеклоочистителя стоит $100-150, а всего механизма «дворника» уже более $350. Цены, надо сказать, немалые для столь скромной по размерам машинки, однако к этому надо сразу приготовится. Все-таки, речь идет о Mercedes, а не о какой-нибудь ерунде.
Ища подержанный А-класс можно совершенно спокойно рассматривать в качестве варианта автомобили в скромных версиях Classic (есть еще более дорогие Avantgarde и Elegance). Дело в том, что даже Classic имеет гидроусилитель, электропривод передних стекол и зеркал, кондиционер и пр. Как показывает практика, все электронные «навороты» А-класса работают без проблем долгое время. Однако кондиционер, доску приборов, электроприводы и так далее надо маниакально проверять. Ведь в некоторых случаях ремонт какой-нибудь мелочи может стоить очень прилично – порой для исправления той или иной поломки нужно менять целые электронные блоки, которые стоят неоправданно дорого.
При проектировании нового А-класса инженерам Mercedes было сразу ясно, что для этой машинки нужно создавать свою гамму силовых агрегатов небольшого объема. Двигатели получились очень даже неплохими, однако у них есть одна нехорошая особенность, связанная с чрезвычайно плотной компоновкой под капотом. Дело в том, что к движкам A-класса просто так не подобраться. И, например, для замены цепи ГРМ необходимо… вытаскивать весь мотор целиком! Естественно, это самым негативным образом отражается на стоимости работ – замена цепи с учетом стоимости запчастей обходится примерно в $400-600 (выполнять эту операцию в условиях России приходится примерно раз в три года или через 60-70 тыс. км.). Да, кстати, и муфта компрессора кондиционера тоже не вечна (эту детальку, как и многие другие, можно заменить только на снятом моторе). Но если закрыть глаза на эти действительно ощутимые сложности с ремонтом и обслуживанием, то все моторы Mercedes A-класса заслуживают самых высоких оценок - талант создавать хорошие и надежные двигатели просто так не пропьешь.
Среди бензиновых самым скромным был 1,4-литровый двигатель мощностью 82 л.с. На самом деле для машинки такого размера этого вполне достаточно, однако покупатели автомобилей марки Mercedes часто хотят иметь больше «лошадей». И правильно делают, ведь немцы выпускали еще версию А160 с мотором объемом 1,6 л. (102 л.с.). Машин с этими двумя силовыми агрегатами на рынке большинство, хотя можно найти еще модификации с движком объемом 1,9 л. (125 л.с.) и 2,1 л. (140 л.с., благодаря которым автомобиль разгоняется быстрее 200 км/час и набирает с места «сотню» за 8,4 сек.). Но «заряженные» А-классы стоят Европе довольно приличные деньги (плюс к этому добавляется высокая цена «растаможки» - $4-4,4 тыс. против $1,7 тыс. в случае с 1,4-литровым мотором).
Есть еще автомобили с дизелями объемом 1,7 л., которые обозначались как А160 CDI или А170 CDI. В первом случае мотор выдает 60 л.с. или 75 л.с. (после 2001 года), а во втором мощность составляет уже 90 л.с. или 95 л.с. Дизели очень надежны, однако они, точно также как и бензиновые моторы, требуют качественного топлива и четкого выполнения необходимого техобслуживания. О его проведении напоминает сам автомобиль, однако если после последнего ТО прошло уже больше 15-18 тыс. км., то тогда лучше самому наведаться на сервис. Помимо периодической замены масла и фильтров при эксплуатации А-класса в России приходится в среднем где-то раз в 20-30 тыс. км. покупать свечи зажигания (обычно если двигатель начинает неустойчиво работать, то достаточно заменить только их). Причем, опытные мастера рекомендуют не экономить и покупать оригинальные свечи ($12 за штуку).
Со всеми без исключения двигателями может работать механическая и автоматическая коробка передач. Последних очень много, хотя удивляться этому не надо – перед нами Mercedes. Кроме того, не надо забывать, что в России очень часто водителями А-класса являются женщины, которые в подавляющем большинстве случаев тоже предпочитают «автомат» (достоинством АКП Mercedes A-класса является их современная конструкция и возможность ручного переключения скоростей). Кроме того, немало машин оснащено «полуавтоматом», точнее механической коробкой с автоматическим сцеплением (есть всего две педали, но скорости надо переключать как на «механике» вручную).
По словам мастеров, АКП на А-классе достаточно надежная, хотя и не без греха – изредка на 4-5-летних автомобилях ломается селектор переключения передач из-за глюков «электрики». В этом случае ремонт обойдется примерно в $500-700. Ну а если с коробкой произойдет какая-то более серьезная поломка (обычно трансмиссию «убивают» молодые «гонщики», которые всем доказывают, что именно у них самая быстрая машина в мире), то в этом случае затраты будут огромными – АКП стоит $3,4 тыс. Если говорить о «механике», то она очень надежная и случаи ее выхода из строя единичны. Поэтому если при проверке автомобиля с «ручкой» коробка работает четко и без проблем, то можно с уверенностью заявить, что с ней ничего не случится еще долгое время. Вот разве что сцепление может «накрыться» через 120-150 тыс. км. При его замене владелец автомобиля удивится как немалой цене комплекта сцепления ($350), так и дороговизне работ по замене (как вы уже догадываетесь, для этого надо вытаскивать мотор и коробку).
Изначально подвеска А-класса была сделана довольно комфортной, как и на всех остальных Mercedes. Однако в результате модернизации, проведенной после злосчастного скандала с «лосиным» тестом, ходовую сделали уже гораздо жестче. Да и дорожный просвет здесь невелик. И, даже несмотря на это, ездить по нашим дорогам на А-классе приятно, хотя при попадании в крупные выбоины седоков трясет ощутимо. Поэтому, при оценке подвески главное не сравнивать эту машинку со «взрослыми» Mercedes. Что касается надежности ходовой, то тут тоже не все так отлично, как мы привыкли видеть у «Мерсов». Если ездить активно по нашим дорогам, то подвеску можно ремонтировать часто. Например, задних амортизаторов порой хватает лишь на 50-70 тыс. км. (передние более живучи), а стойки стабилизаторов поперечной устойчивости часто «летят» каждые 20 тыс. км. Не слишком большой ресурс и у остальных элементов ходовой части. Детали для подвески «ашки» особо дорогими назвать нельзя. Например, задние амортизаторы продаются за $66. Однако покупатели пригнанных А-классов из Европы должны быть готовы к тому, что через несколько месяцев после приобретения подержанного автомобиля им придется перебирать подвеску, что в среднем обходится в $500-700.
Удивительно, но многие Mercedes A-класса имеют сзади барабанные тормоза (все четыре диска есть только у машин с мощными 1,9- и 2,1-литровыми моторами, а также у А-классов с удлиненной колесной базой). Правда к надежности тормозов никаких претензий нет, да к тому же не надо забывать, что все машины имеют АБС и противозаносную систему. Обычно колодок хватает где-то на 20 тыс. км. (около $70 за комплект), причем нужно помнить, что чаще всего вместе с третьим комплектом колодок нужно ставить и новые диски ценой в $40-53 за штуку (барабаны имеют больший ресурс).
Mercedes A-класса оказался довольно надежным автомобилем, хотя он требует ремонта чаще, чем его более взрослые «братья». Цены же на запчасти для этого «малыша» немалые. Однако у этого автомобиля есть масса достоинств. К ним относится действительно большой внутренний объем (особенно у удлиненной модификации), неплохое оснащение, наличие в базовой комплектации ESP. Плюс к этому не надо забывать про имидж автомобилей Mercedes (а за понты, как известно, надо платить).
Экскурс О своих планах начать производство небольшого компактного автомобиля компания Mercedes объявила еще в 1993 году. Однако долгое время немцы не решались запустить новую модель в серию, и несколько лет готовили к ней публику (далеко не все были согласны с тем, что столь серьезной компании как Mercedes-Benz стоит «опускаться» до компактов). Но к концу 1996 года автомобиль под названием А-класс (внутреннее обозначение кузова W168) был полностью готов, а его производство началось в 1997 году.
Однако вскоре после того, как А-класс поступил к первым покупателям, разразился знаменитый «лосиный» скандал. Его инициатором был шведский автомобильный журнал Teknikens Warld. Эксперты из этого издания во время тестовых заездов на А-классе решили проверить управляемость автомобиля и выполнить маневр под названием «переставка», которая имитирует объезд внезапно возникшего препятствия, например, выбежавшего на дорогу лося (в Швеции и других северных странах это не редкость, поэтому и такое упражнение там называется не иначе, как «лосиный» тест). И во время этого самого «лосиного» теста Mercedes А-класса на скорости в 60 км/час просто-напросто перевернулся! Благодаря информационному агентству Assoсiated Press фотографии перевернутой машины и пострадавшего журналиста, которого увозила скорая помощь, тут же облетели весь мир. Сначала представители Mercedes уверяли, что все дело в трагической случайности, плохих покрышках и так далее. Однако вскоре они были вынуждены признать свою вину (тем более что перевернуть А-класс без особых проблем удалось ребятам еще из одного немецкого издания).
После разразившегося скандала Mercedes был вынужден прекратить продажу автомобиля и произвести его серьезную доработку. Модернизированные машины получили более жесткие пружины, амортизаторы, передний стабилизатор и пр. Появились новые штатные покрышки, а самое главное, все без исключения А-классы стали оснащать системой стабилизации ESP! При этом базовая цена автомобиля не увеличилась (а, между прочим, ранее заказ ESP на А-класс стоил почти $1 тыс.).
Первое время на А-класс ставили два бензиновых двигателя объемом 1,4 л. и 1,6 л. (82 л.с. и 102 л.с.), а также дизели объемом 1,7 л. (60 л.с. или 90 л.с.). Но в апреле 1999 года появилась модель А190 с мотором объемом 1,9 л. (125 л.с.), а в 2001 году были увеличены мощности дизелей до 75 л.с. и 95 л.с.
В 2001 году А-класс пережил легкую модернизацию, а, самое главное, в марте 2001 года состоялась премьера удлиненной на 170 мм. модификации А-класса, которая отличалась очень большим пространством внутри салона. В 2002 году была показана самая мощная версия А210 Evolution с бензиновым мотором объемом 2,1 л. мощностью 140 л.с.
Второе поколение А-класса было представлено в конце 2004 года. Новая «ашка» с самого начала получила две версии – с 3- и 5-дверным кузовом. Кроме того, в 2005 году родился Mercedes B-класса, который также построен на базе А-класса, но имеет увеличенные габариты и другой дизайн. Новый Mercedes A-класса оснащается бензиновыми двигателями объемом 1,5 л. (95 л.с.), 1,7 л. (116 л.с.), 2,0 л. (136 л.с.) и даже 2,0 л. с турбонаддувом (193 л.с.). Кроме того, существуют дизели объемом 2,0 л. (82 л.с., 109 л.с. или 140 л.с.).