Впервые «матрешка» (так часто называют «Мазду-3» владельцы) засветилась перед широкой публикой в 2003 году на Женевском автосалоне в виде прототипа Mazda MX Sportif, а спустя всего несколько месяцев во Франкфурте состоялась мировая премьера серийной машины. Преемницу нынешней версии обещают показать в этом месяце на автосалоне в Лос-Анджелесе. Правда, только в кузове седан. А хэтчбек продемонстрируют на декабрьском мотор-шоу в итальянской Болонье.
Нынешнюю «трешку» – седан и 5-дверный хэтчбек – выпускают в Японии в Хиросиме и Хофу (для европейского рынка). В основе лежит унифицированная платформа С1, на которой построены также «Форд-Фокус» и «Вольво-S40».
Кузов создан по технологии MАIDAS, обеспечивающей оптимальное распределение и поглощение энергии удара, и имеет встроенный прочный каркас, защищающий пассажиров при столкновениях. В базе – две подушки безопасности на машинах для американского рынка и минимум четыре на остальных. Это позволило автомобилю заработать в крэш-тесте EuroNCAP четыре звезды, набрав 33 балла из 36 возможных. Формально сумма баллов тянет на пять звезд, но оценку снизили за травмоопасную конструкцию передней панели.
Машины, предназначенные для европейского и российского рынков, различаются лишь списком силовых агрегатов – у последних он короче.
К нам официально поставляют автомобили с рядными 4-цилиндровыми двигателями 1,6 л (105 л.с.) и 2,0 л (150 л.с). Оба двигателя относятся к новой серии MZR, имеют по четыре клапана на цилиндр, впрыск топлива с электронным управлением и цепной привод ГРМ. В 2006 году к ним прибавился турбомотор MZR DISI Turbo (2,3 л, 260 л.с.) с непосредственным впрыском топлива, который устанавливают только на спортивную версию MPS (Mazda Performance Series). Европейским покупателям повезло куда больше: кроме названных, им предлагают бензиновый двигатель 1,4 л (84 л.с.) и три турбодизеля с системой питания «коммон рейл»: два 1,6 л (90 и 109 л.с.) и 143 сильный 2-литровый.В целом двигатели надежны и готовы служить верой и правдой до 250 тыс. км пробега. Для Mazda3 до 2008 года выпуска межсервисный интервал составляет 20 тыс. км пробега, после – 15 тыс. км. Каждый визит на ТО предполагает замену масла – либо родного Elf Mazda Dexelia Ultra, либо другого с характеристиками 0W-40. В двигатель 1.6 заливают 4 л, в 2-литровый – 4,3 л. Стоимость такой порции без учета работ колеблется от 1900 до 2100 руб. Порядка 130 руб. нужно будет отдать за фильтр. Пробег в 40 тыс. км потребует замены салонного фильтра. Его цена – около 1000 руб. Через 80 тыс. км пробега к указанным работам добавится замена антифриза. Стоимость 4 л, а именно такой объем у системы, составляет 1200 руб. Кстати сказать, за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке лучше смотреть повнимательней: вода потихоньку выкипает. Как нас уверили специалисты Mazda, ничего криминального в этом нет. Но вовремя долить антифриза лишним не будет.
На Mazda3 устанавливались 5-ступенчатая МКП или 4-диапазонный «автомат» Actievematic. После рестайлинга 2-литровая версия стала оснащаться 6-ступенчатой МКП. Прямо скажем, коробки подстать моторам. И если от «механики» трудно было даже ожидать чего-то другого, то АКП действительно приятно удивила – разве что пятой ступени не хватает на шоссе. Обслуживание коробки предполагает замену масла каждые 100 тыс. км пробега. Официалы льют Mazda Dexelia Atf M-V. Технология замены требует 12 л жидкости, так что процедура не из дешевых. Трансмиссионка обойдется где-то в 6000 руб., еще 3000 руб. нужно будет отдать за фильтр. На машинах с мотором 1,6 л слабым звеном оказался рабочий цилиндр сцепления. Статистика показывает, что потечь он может уже к 30 тыс. км пробега. Стоимость цилиндра – около 3000 руб. Увы, спортивный характер «трешки» нередко играет с ней злую шутку. Так, любители уличных гонок могут сжечь сцепление уже к 80-й тысяче. Меняется оно комплектом (корзина, диск, подшипник), цена составляет примерно 7000 руб. Коробка-«автомат» не без греха. Если на АКП при переключении с 3-й на 4-ю появились удары, вам прямая дорога в сервис. Благо дилеры Mazda занимаются ремонтом коробок.
Автомобиль оснащен передней подвеской типа McPherson на двойных поперечных рычагах и задней независимой многорычажкой Multi-link. Передняя подвеска служит без нареканий. Проблемы после 60 тыс. км пробега могут возникнуть разве что с амортизаторами. Виной тому слишком активная езда по ухабам. Стоимость амортизатора составляет около 5500 руб./шт. Не любят ударных нагрузок и подшипники передних ступиц, их цена 2400 руб./шт. Стук в задней подвеске сигнализирует о необходимости замены либо стоек стабилизатора, либо нижних рычагов. Увы, эти слабые элементы «трешки» редко когда выхаживают более 50 тыс. км пробега. За оба рычага отдать придется около 6400 руб., стойка стабилизатора обойдется в 2700 руб.
Единственная неприятность рулевого управления – стук при резкой перекладке руля. Дело в том, что при частой регулировке руля по вылету шлицы теряют смазку и начинают «клацать» друг о друга. Стук абсолютно некриминальный и легкоустранимый. Отметим, впрочем, что и с этой проблемой в основном сталкиваются владельцы Mazda6.
На машине устанавливаются передние и задние дисковые тормоза, причем передние – вентилируемые. Каждые 40 тыс. км нужно менять тормозную жидкость. Литр Dot-4 обойдется где-то в 400 руб. Колодки выхаживают в среднем 40–50 тыс. км пробега, диски служат в два раза дольше. Стоимость комплекта передних колодок – около 3700 руб., задних – 3300 руб.
Кузов Мazda3 не очень любит зимний столичный «коктейль». Нередко уже после первого сезона начинают коррозировать задние арки. Чтобы не допустить этого, рекомендуем не гнушаться антикора и качественных подкрылков. Заметим для информации, что замена заднего крыла вместе с работой у дилера обойдется в 49 500 руб. В остальном нареканий по кузову у владельцев «трешки» обычно не возникает.
Сперва предлагали всего три уровня оснащения: Base, Touring и Sport, а после рестайлинга, проведенного в 2006 году (новая радиаторная решетка, передний и задний бамперы измененной формы, иные противотуманки в версии Sport, другой дизайн колесных дисков, новые материалы отделки салона, модифицированная приборная панель, улучшенная шумоизоляция и т.д.), к ним добавили версии MPS и Flash Edition.
«Трешки» в самой бедной комплектации Base оборудуют только двигателем 1,6 л. Список стандартного оборудования включает ABS с системой распределения тормозных усилий (EBD), усилитель экстренного торможения (EBA), фронтальные, передние боковые и оконные подушки безопасности, крепления детских кресел ISOFIX и т.д. В Touring (двигатели 1,6 и 2,0 л) добавили еще кондиционер (с двигателем 2,0 л – климат-контроль), бортовой компьютер и разные приятные мелочи. Ну а самая навороченная комплектация Sport может похвастаться системой динамической стабилизации (DSC), климат-контролем, ксеноновыми фарами с автоматическим корректором, легкосплавными 17-дюймовыми колесными дисками. Снаружи эту версию легко опознать по бамперам спортивного дизайна, пластиковым накладкам порогов и заднему спойлеру.
Специальная серия Flash Edition (только 1,6 л) призвана привлекать внимание, чему способствуют бампер с противотуманными фарами, задний спойлер, спортивные радиаторная решетка, стильные наружные зеркала, заниженная подвеска и 16-дюймовые колеса из легкого сплава с пятью двойными спицами.
Версия MPS считается вершиной модельного ряда. Дизайн экстерьера и интерьера изменили несильно – увеличили воздухозаборник в переднем бампере, установили спортивные сиденья, алюминиевые накладки педалей, 18-дюймовые легкосплавные колесные диски... А вот над начинкой инженеры поработали куда основательнее – более жесткие амортизаторы и пружины дополнили увеличенными (на 1 мм спереди и на 5 мм сзади) стабилизаторами поперечной устойчивости, сделали днище более плоским (это позволило снизить коэффициент лобового сопротивления до 0,31), настроили выпускную систему, установили спереди тормозные диски диаметром 320 мм и внедрили усовершенствованную систему распределения и поглощения энергии удара.
На американском рынке «трешки» начали продавать в 2004 году. Изначально здесь предлагали всего два уровня оснащения: I и S. Через год к ним добавили комплектацию SP23. На последние две версии устанавливали 2,3-литровый двигатель мощностью 160 л.с., а на первую – 2-литровый мощностью 144–148 л.с. (в зависимости от настройки). Все двигатели могут работать в паре как с 5-ступенчатой механикой, так и с 4-ступенчатым автоматом. У нас популярнее прочих машины с двигателем 2,3 л и автоматической трансмиссией. Впрочем, с появлением европейской версии Sport с АКП интерес к ним заметно упал. В целом уровень оснащения местных комплектаций примерно повторяет европейские: I соответствует Base, S – Touring, SP23 – Sport, за исключением некоторых отличий. Так, «мазды»-американки в базе имеют лишь две подушки безопасности, стальные колеса, минимум электронных помощников и даже в самых богатых комплектациях довольствуются кондиционером. Зато можно приобрести автомобиль с кожаным салоном (в SP23 уже в базе) и круиз-контролем.
После рестайлинга 2006 года к уже имеющимся комплектациям прибавили I Touring, S Touring и S Grand Touring, убрав при этом SP23. В 2007-м I и S переименовали в I Sport и S Sport соответственно, а в 2008-м добавили Touring Value (сродни нашей Flash Edition). Машины в этих комплектациях на российский рынок пока не везут.
Заокеанские авто традиционно отличаются оптикой, бамперами (на них выштамповки под квадратные номера) и оцифровкой приборной панели. Не следует забывать, что у «американцев» и «европейцев» разные коды запчастей; российские официальные дилеры не располагают соответствующими каталогами, поэтому с поисками и заказом деталей неизбежно возникнут проблемы.
На «акселы», продающиеся на внутреннем рынке Японии, устанавливают бензиновые двигатели трех типов: 1,5 л (114 л.с.), 2,0 л (150 л.с.) и 2,3 л (171 л.с.). Версии с моторами 1,5 л и 2,3 л оборудуют как 5-ступенчатыми механическими, так и 4-ступенчатыми автоматическими трансмиссиями, тогда как машины с 2-литровым двигателем – только автоматами. Всего насчитывается четыре уровня оснащения: 15F, 20C, 20S и 23S. Кузов седан обозначается словом Sedan в названии комплектации, а хэтчбек – Sport. Самую бедную версию 15F выдают барабанные тормоза сзади, 15-дюймовые стальные колесные диски и отсутствие кожаной оплетки на рулевом колесе, а комплектации под литерой S легко опознать по спортивному обвесу.
Все версии «аксел» опционально могут быть оборудованы ЖК-дисплеем и системой навигации. Вдобавок в изобилии встречаются опции, не предлагаемые в других странах. Например, дополнительные приборы, распорки передних стоек, зеркала заднего вида с повторителями указателей поворота, подсветка дверных емкостей, камера заднего вида и т.д.
Ну а в целом автомобили из этого региона, так же как привозимые из Америки, не снискали особой популярности у отечественных покупателей. И не столько из-за расположения руля, сколько по той причине, что у себя дома есть из чего выбрать.
автор:Павел Леонов, Никита Котровский
Эта машина сделана на одной платформе с «Фокусом» от Ford. Есть ли у них одинаковые дефекты? Почему «выбивает» передачи, оптика трескается и так дорого стоит замена топливного фильтра? Выбираем подержанную Mazda на рынке, полигоне и в сервисе.