Когда в 1996 году предсерийные образцы проходили последние доводочные испытания, этот автомобиль можно было назвать современным, но в продажу первые «Калины» попали только в 2005-м. Почти за десять лет дизайн и конструкция успели изрядно устареть. Тем не менее это был прорыв: впервые отечественная малолитражка в базовой комплектации имела электроусилитель руля и передние электростеклоподъемники. Из года в год машину улучшали и «доукомплектовывали», и сейчас дилеры предлагают автомобили с кондиционером, ABS и фронтальными подушками безопасности.
Салон у Kalina довольно интересный, некоторые пластиковые панели выполнены двухцветными, чего ранее на отечественных автомобилях не встречалось. Благодаря «минивэнистой» посадке за рулем с комфортом может устроиться даже человек ростом под 190 см. Но таких типичных для всех ВАЗов проблем, как скрип обшивки и сверчки в салоне, избежать не удалось.
Спасение утопающих
На официальном сайте модели написано «Требования к безопасности современных автомобилей растут. Чтобы им соответствовать, их надо опережать». Запуская Kalina в серию, представители завода обещали не менее трех звезд по методике EuroNCAP. Но краштест, проведенный в 2005 году, показал, что критерий вероятности травмы головы HIC равен 1380 при опасном пороге в 1000. На момент проведения исследований это был рекордный показатель среди всех автомобилей, испытанных на Дмитровском полигоне. Даже запорожская «Славута» показала 1295.
Так что попадать в серьезную аварию на этой машине никак нельзя. И еще удивляет тот факт, что европейские производители устанавливают подушки безопасности на бюджетные модели в базовой комплектации для России, проявляя заботу о наших соотечественниках, а более 90% проданных Lada Kalina ими не оснащены.
Немного о «теле»
Кузов автомобиля довольно жесткий, и более 49% его деталей, по заверениям завода, выполнены из оцинкованной стали. Так что коррозии подвержены лишь оставшиеся (51%). Для Kalina ржавчина на стыках деталей, по кромкам дверей и крыльев еще не признак аварийного прошлого, так же как и неравномерность кузовных зазоров — они и на новых автомобилях далеко не всегда соответствуют нормам.
Особенности ходовой части таковы, что на кочках и стыках машина кажется жестковатой, а в поворотах сильно кренится. Тем не менее подвеска довольно надежна, а многие недостатки управляемости устраняются простой заменой амортизаторов и пружин на импортные.
В передней подвеске установлены стойки макферсон со стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади — «десяточная» балка с проставками, расширяющими колею до 1410 мм (у ВАЗ-2110 — 1380 мм), дополненная стабилизатором поперечной устойчивости. Стойки стабилизатора чаще ломаются, чем изнашиваются (300 руб. штука), а ресурс шаровых опор и сайлентблоков очень сильно зависит от условий эксплуатации и качества комплектующих, подоспевших к конвейерной сборке.
Многие жалуются на полное отсутствие обратной связи в рулевом управлении — это результат настройки электроусилителя, программа прошивки которого от партии к партии менялась. У машин ранних выпусков наблюдалось «закусывание» серводвигателя, что приводило к резкому возрастанию (до неадекватного) усилия на руле, со сменой в 2006 году поставщика ЭУРа эта проблема была решена.
Дела сердечные
На автомобиле может быть установлен один из двух четырехцилиндровых бензиновых моторов: восьмиклапанный старой конструкции 1,6 л (81 л. с.) или новый шестнадцатиклапанный, разработанный специально для Kalina, — 1,4 л (89 л. с.). Мощности любого из них достаточно для эффективного разгона и повседневной езды. Разница лишь в том, что 1,6-литровые двигатели обладают большей тягой на низких оборотах, а 1,4-литровые для уверенного старта и динамичной езды необходимо раскручивать до середины диапазона и выше.
Особо надежными моторы назвать нельзя, при этом и характерные «болячки» определить крайне сложно. Все очень сильно зависит от времени сборки и качества партии комплектующих: один может проехать 150 000 км без проблем, а другой, точно такой же, перебирают по гарантии уже на первых тысячах. Поломки бывают самые разные — от смещения вкладышей и разрывов поршневых колец до трещин в плохо отлитой или неравномерно притянутой головке цилиндров.
При покупке подержанной машины очень полезно убедиться в равномерности компрессии во всех цилиндрах. Впрочем, так желательно проверить и новую Kalina. Ремень ГРМ лучше менять каждые 50 000 км, а генератора — по мере износа. Оригинальные ремни навесного оборудования ходят порядка 30 000 км. Импортные — дольше, и качество их стабильнее, но и стоят они раза в два-три дороже.
Мелкие неприятности
На Kalina устанавливают только пятиступенчатую механическую КП, которая исправно и долго служит только очень аккуратным водителям. Из наиболее типичных «болезней» стоит отметить сложность включения первой и второй передач на горячем автомобиле. В этом случае не спешите менять сцепление, сперва проверьте регулировку привода и надежность затяжки муфты, соединяющей шток КП с кулисой рычага.
Кроме того, на ходу отчетливо прослушивается вой главной пары — это не неисправность, а особенность модели. Есть проблемы и с блокиратором включения задней передачи: если обрывается проводок датчика, автомобиль лишается возможности двигаться задним ходом.
Качество сцепления, устанавливаемого на заводе, не выдерживает никакой критики, оно редко выхаживает более 30 000 км, да и запасной тросик его привода в багажнике лишним не будет, особенно в дальней поездке.
Электрика Kalina щедра на сюрпризы. Часто загорается лампочка Check Engine, а причин этому может быть великое множество: от «глюков» системы, выхода из строя какого-нибудь датчика до потери компрессии в цилиндрах. Блок управления двигателем расположен исключительно удачно — под радиатором отопителя, потому риск выхода его из строя в случае течи печки велик.
Послесловие
В короткой статье трудно перечислить все нюансы, влияющие на надежность конструкции, и подводные камни, ожидающие владельца подержанной Lada Kalina, одно можно утверждать с полной уверенностью: этот автомобиль может порадовать только тех, кто привык делать любой ремонт своими руками и нуждается в дешевом городском автомобильчике. А привыкшим ездить в сервис по любому вопросу стоит задуматься о целесообразности такой покупки: мелкие неисправности возникают практически постоянно, и невысокая первоначальная цена вместо радости свободы передвижения на собственном авто может обернуться значительными временными потерями и порой немалыми финансовыми затратами на ремонт «ягодки».
Итог Lada Kalina
Плюсы:
Минусы:
|