Официальный дебют Volkswagen Touran состоялся в необычном месте и в необычное время - на мотор-шоу в Амстердаме в феврале 2003 года. До Женевы не дотерпели. Причина торопливости - компания сильно запоздала с выпуском компактного мини-вэна, или, как иногда называют такие машины, микро-вэна, и дележ пирога в этом классе начался без нее. Renault Megane Scenic, Opel Zafira, Citroen Xsara Picasso появились намного раньше - не один год вместе. Как было потрачено это время, мы и попытаемся выяснить. Вспомним суровые школьные годы, и устроим Touran экзамен по полной...
Придраться к внешнему виду Touran невозможно - ни одного спорного решения. Но в этом и проблема: не вызывает он эмоций, и все тут. VW как VW, в характерной народной униформе. Решением передка Touran напоминает старшего родственника - Touareg , пропорции кузова мини-вэнными не назовешь - так, нечто среднее между мини-вэном и универсалом. В общем, тихий, скромный, незаметный отличник - среди компактных мини-вэнов. Не то что эпатажный Xsara Picasso или тоже достаточно яркий новый Scenic .
А вот внутреннее содержание модели заслуживает более теплого отзыва. Есть такая наука - эргономика называется. В ней Touran преуспел, правда, не без помощи появившихся раньше на свет родственников. Руль? Постойте, а не на Polo ли я его видел? Панель приборов? Тоже известна. Передние сиденья явно по ошибке свинтили с Golf R32. Ярко выраженная боковая поддержка, отличный профиль спинки и подушки. В таких и тысячу километров проедешь - не устанешь.
Информативная педаль сцепления, удобная напольная педаль газа, бесподобная по четкости переключения коробка передач. Кажется, что конструкторам VW удалось создать трансмиссию без шестерен. Даже втыкая первую на скорости, вы не почувствуете ни малейшего сопротивления.
Понравился блок управления вентиляцией и магнитолой. Расположение клавиш и рукояток логичное, нажимаются-перемещаются они вполне убедительно, можно сказать, респектабельно. (Не знаю, как у второго поколения Scenic, а вот первому должно быть стыдно. У него все кнопки и рычажки работают гораздо более "дешево".)Еще один удар по конкурентам - количество ящичков и прочих вспомогательных объемов и объемчиков. Их 39: три бокса (для очков) сверху, один над центральной консолью, один под рулем, по два в каждом из передних сидений, карманы в дверях. Еще есть вместительный "перчаточный" ящик с функцией охлаждения, а также два отсека под ногами задних пассажиров. В багажнике под полом - несколько отделений для мелочей (в их списке - ремкомплект для шин с герметиком, запаской комплектуется только пятиместная машина). И так далее.
А как у нашего экзаменуемого с геометрией? Надо сказать, что во втором ряду пассажирам живется хорошо. Три отдельных кресла имеют регулировку по длине и наклону спинок. Места достаточно во всех направлениях, с трансформацией салона тоже проблем нет. Было бы желание и силы поднимать 16-килограммовые кресла.
Touran может похвастать и третьим рядом сидений - он появляется из багажного отсека за считанные секунды. Рассчитан на двух человек, вернее, на полтора. Подушка расположена слишком низко к полу, и пространства для ног катастрофически не хватает. Можно оставить дома одно сиденье среднего ряда - тогда сзади станет немного свободнее.
Багажник в семиместном варианте имеется, но лишь формально - разместить там что-нибудь, кроме пары сумок, невозможно. Зато при пятиместной компоновке багажник огромный. Исследуя салон Touran, мы пришли к неутешительному для старшеклассника Sharan выводу: зачем переплачивать? Места в Sharan не намного больше, а сиденья гораздо хуже.
Учитывая, что в Touran обнаруживалась коррозия в задних колесных арках и на днище, дополнительная обработка рекомендуется. Во вспомогательном оборудовании неприятные сюрпризы чаще всего преподносят вентилятор печки, стеклоподъемники, передний стеклоочиститель, компрессор кондиционера, датчики ABS, отопитель Webasto в дизельных версиях.
На Touran ставились бензиновые двигатели 1.6, 2.0 и 1.4 (с 2006), а также турбодизели 1.9 и 2.0. Дизельные моторы могут быть с топнасосом или насос-форсунками. Привередливы к качеству топлива все, но вариант с топнасосом менее затратный в обслуживании и ремонте. Из дизелей с насос-форсунками меньше проблем ожидается от 1,9-литровых. Из бензиновых двигателей самый надежный и неприхотливый 1.6 с распределенным впрыском топлива. Остальные - FSI (атмосферные) и TSI (наддувные) с прямым впрыском бензина и соответствующим в таких случаях ростом требований к качеству топлива, своевременному квалифицированному обслуживанию, а также увеличением сложности и дороговизны ремонта. Если хочется приобщиться к высоким технологиям, лучше остановить выбор на FSI. С 2006 года выпускаются газовые версии EcoFuel. Метановые Touran от случая к случаю на нашем рынке появляются, но есть вопрос, где, если понадобится, возьмутся за ремонт газового оборудования.
Ходовая часть настроена совсем не «по-минивэновски». Если такое слово существует, и я его не выдумал, оно должно означать сильные крены в поворотах и при перестроении, клевки при «ударе в тормоз» и запоздалую реакцию шасси на действия рулевого механизма.
Это не про Touran. Отлично демпфирующая подвеска не только не допускает раскачки из стороны в сторону, но и быстро реагирует на каждый градус изменения положения руля. Передняя подвеска MacPherson сочетается с многорычажной задней. Удивительно, но шасси оказалось гораздо более драйверским, чем можно было ожидать. Семейный автомобиль явно предрасположен к динамичной езде, и настройка ходовой – не единственный показатель этого.
Стойки стабилизатора в передней однорычажной подвеске выдерживают не меньше 40-60 тыс. км, амортизаторы - 80-100 тыс. км, а для шарниров рычагов и такой показатель не предел. Но ямы лучше аккуратно объезжать - ступичные подшипники удары держат плохо. Минимальный прогнозный ресурс наконечников рулевых тяг - 60-80 тыс. км. В задней многорычажной подвеске стойки стабилизатора способны не требовать замены по 60-80 тыс. км, срок службы амортизаторов не меньше 90 тыс. км, а шарниры рычагов и вовсе не напоминают о себе по 120-150 тыс. км.
Привычку правильно переключать передачи вполне заменит хорошая автоматическая коробка передач. Трансмиссия в Touran еще круче: пару 2.0 TDI составляет, пожалуй, лучшая из серийных автоматических трансмиссий Direct Shift Gearbox или DSG. Когда нужно, она переключает передачи незаметно и плавно, а когда скорость превыше комфорта – резко и ощутимо. Но всегда делает это быстрее, чем веко накрывает человеческий глаз.
С 5МКП серьезные проблемы маловероятны. В 6МКП риск износа подшипников выше, однако и этот вариант для покупки предпочтительней, чем еще менее долговечные АКП или капризный DSG который может выйти из строя на любом пробеге.
За доплату Touran можно оснастить системой помощи при парковке. Когда вы приближаетесь к возможному месту стоянки, датчики системы Park Assist анализируют наличие свободных мест.
Когда одно из них найдено, на дисплее панели появляется команда включить заднюю передачу. Дальше отпускаем руль, прислушиваемся к сигналам парктроника, а электроусилитель самостоятельно вращает руль. Жаль только, что останавливаться и газовать система парковки сама не умеет. Пока…
Volkswagen Touran – современный легковой автомобиль, обладающий вместительностью грузового. Его вождение не требует особых навыков, а припарковаться он теперь может и сам!