BMW 7 серии - автомобиль сегмента F, который предполагает исключительный комфорт, превосходные ходовые характеристики и выдающееся качество изготовления. Владелец такой машины может чувствовать себя на седьмом небе. Если отдает себе отчет в том, что дешевым "биммер" седьмой серии как в покупке, так и в обслуживании, не будет. Внешний обзор 7-я серия BMW с индексом кузова Е38 дебютировала в мае 1994 года. Единственным кузовом был седан. Но с двумя вариантами колесной базы: 2930 и 3070 мм (общая длина соответственно 4985 и 5125 мм). Удлиненные версии можно было заказать с любым двигателем, кроме 2,5-литрового и 3,0-литрового дизелей. Все "стретчи" имеют литеру L (например, 730iL) в индексе модели. Единственный рестайлинг состоялся в сентябре 1998 года. Кузов Е38 1999 модельного года внешне трудно отличить от предшественника: новые фары, крылья, задние фонари, более узкие указатели поворотов, крышка багажника с хромированной полоской. Но если изменения в экстерьере можно считать косметическими, то внутри список измененных узлов внушительный. Многие запчасти по двигателям, подвескам, салону у обновленных "семерок" не подходят к старым. Стойкость к коррозии применительно к BMW E38 обсуждению не подлежит. "Семерка" аки жена Цезаря - выше подозрений. Внутренний обзор Говоря об интерьере BMW E38, трудно избежать сравнения с Mercedes-Benz W140. Так вот, запас пространства для задних пассажиров в "семерке" гораздо больше, чем в "сто сороковом", несмотря на большие габаритные размеры W140. А вот багажник у BMW не так уж велик для автомобиля класса F: всего 500 литров. Высочайший комфорт и обширный список оборудования - наверное, главное достоинство новой BMW 7 и одновременно главный недостаток подержанной. "Электронная" педаль газа, стандартно устанавливаемая система динамической стабилизации (DSC), система регулировки жесткости амортизаторов и положения кузова (NR, EDC), система контроля давления в шинах (RDC), "интеллектуальная" тормозная система (DBC), до 10 подушек безопасности - и это далеко не полный перечень доступных устройств. Полный список стандартного и дополнительного оборудования займет несколько печатных листов. И нет ничего удивительного в том, что отказы различных систем электрооборудования случаются часто. Например, на машинах старше 5-7 лет хронически пропадает контакт между шлейфами информационных дисплеев и платой. В результате появляются так называемые "битые пиксели", изображение на дисплее частично пропадает. Причем неисправность эта - зачастую "плавающая" и зависит от влажности окружающего воздуха. Еще одна характерная проблема - климат-контроль. Иногда он начинает жить своей жизнью, самостоятельно распределяя воздушные потоки, отказывается регулировать температуру и т.д. Вердикт - замена блока управления. Может барахлить автоматический корректор фар (датчики положения кузова установлены на правом переднем и левом заднем колесах). Впрочем, все перечисленные поломки слабыми местами тотально всех "семерок" не являются, все зависит от конкретного автомобиля. Факт в том, что рано или поздно с неполадками в электрике вы все равно столкнетесь. А когда столкнетесь - не удивляйтесь, не занимайтесь "самолечением" и езжайте к специалистам. Под капотом Двигатели - самая надежная часть BMW. Неважно, какой у вас под капотом мотор. Все они при должном уходе и соблюдении регламента ТО служат очень и очень долго. Лучший выбор для кузова E38 по соотношению динамики, экономичности и ресурса - моторы V8. Должный уход предполагает соблюдение несложных, но обязательных правил. Например, нельзя заправляться "левым" бензином. Особое никель-кремниевое (никасиловое) покрытие цилиндров боится бензина с высоким содержанием серы. Алюминий-кремниевое покрытие (алюсиловое) оказалось более стойким. Никасилом покрывались блоки шестицилиндровых моторов M52 до 1998 года. На восьмицилиндровых двигателях выпуска до марта 1997 года покрытие либо никасиловое, либо алюсиловое, а позже от использования никасила отказались. На V12 никасил не применялся никогда. Второе правило эксплуатации касается масла. Уже для мотора модификации 728i нужно 6,5 л моторного масла, для 735-й - 7,5 л, а самые "прожорливые" - V8 M60 до 1996 года выпуска и V12, у которых объем маслокартера составляет 8,5-9 л. "Подъедание" масла на высоких оборотах характерно для всех баварских моторов. Но для езды на низких оборотах BMW никто не покупает, поэтому приучитесь регулярно контролировать уровень масла и добавлять по литру-полтора на 1000 км. Экономить нельзя! От качества смазки зависит долговечность системы изменения фаз газораспределения VANOS. Поначалу система имела только один фазовращатель, на впускном распредвале. До сентября 1998 года ею оснащались только 6-цилиндровые M52. После рестайлинга VANOS установили и на V8 M62, а M52 получил систему Double VANOS, управляющую обоими распредвалами. После 200-250 тысяч км двигатели с системой VANOS могут потребовать крупных вложений. Работа + запчасти (замена цепей, звездочек и т.д.) потянет на полторы тысячи долларов. Впрочем, ускоренный износ силовых агрегатов BMW в большей степени свойственен не 7-й серии, а 5-й, владельцы которых чаще "раскручивают" мотор до красной зоны тахометра. Еще одно непреложное правило эксплуатации BMW - следите за системой охлаждения. Внимания здесь требует все, от электронно-управляемого термостата до муфты включения вентилятора. Мелкий, казалось бы, "глюк" может привести к перегреву мотора и замене головки блока! Раз в два года не забывайте чистить радиатор кондиционера - забившись, он ограничивает приток воздуха к основному радиатору охлаждения двигателя. На машинах до рестайлинга 1998 года сравнительно недолго служат водяные насосы. Следите за системой зажигания! Очень часто выходят из строя катушки зажигания - как правило, в этом виноваты плохие свечи. Остальные "места риска" - это клапан вентиляции картера двигателя, который выходит из строя через несколько лет эксплуатации, лямбда-зонды, датчик расхода воздуха и т.д. Дизельные версии к покупке не рекомендуются. Пробег у "бэушного" дизеля большой по определению, а вкупе со сложностью конструкции и дороговизной запчастей на E38 это означает большие затраты на поддержание машины в рабочем состоянии. Но если очень хочется дизельную "семерку" - знайте, что 725tds недостаточно мощны и подвергаются слишком большим нагрузкам на E38, часто перегреваются и досаждают неисправностями топливной системы (в первую очередь, ТНВД). Более современные турбодизели 2,9 и 3,9 л с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail лишены "болезней" ТНВД, но зато иногда преподносят "сюрпризы" в виде отказавших форсунок, датчика и регулятора давления в топливной рампе, расходомера воздуха. Кроме того, турбокомпрессор на моторах с Common Rail начинает "есть" масло и выходит из строя раньше, чем на старом 525tds. Механические коробки передач бывают 5-ступенчатыми и 6-ступенчатыми (начиная с 740i, но только в короткобазных версиях). Все они очень надежны. Основной "автомат" - пятиступенчатый ZF 5HP30, но встречаются также 5HP18 и 5HP19. Все коробки боятся резкого включения задней передачи после режима "Drive". Неаккуратным обращением можно сломать стопорное кольцо. Замена масла в АКП регламентом обслуживания не предусмотрена. Но если соберетесь заменить или долить - помните, что в коробке применяется специальное масло Esso LT71141. Дoроги ли дорoги? Двухрычажная передняя подвеска у E38 достаточно долговечна. Каждые 30-40 тысяч км нуждаются в замене стойки стабилизатора. Через 40-60 тысяч км - сайлент-блоки. А вот шаровые опоры отдельно не поставляются, и их приходится менять вместе с рычагами примерно через 100 тысяч км. Четырехрычажная задняя подвеска конструктивно напоминает BMW 5 серии (E39). Схема сложная, деталей много и стоят они дорого. В задней подвеске сосредоточены основные слабые места BMW E38. Например, около 40-60 тысяч км служат "плавающие" сайлент-блоки - шарниры нижнего (интегрального) рычага. Через 60-90 тысяч км нужно менять верхние рычаги - "развальные" и "бумеранги". После 200-250 тысяч км может прийти черед нижних качающихся рычагов. Кстати, все рычаги, за исключением последних, выполнены из алюминиевых сплавов. "Плавающие" сайлент-блоки, верхние развальные рычаги и нижние интегральные рычаги - такие же, как на BMW 5 E39. "Бумеранги" и большие качающиеся рычаги у E38 оригинальные. Кстати говоря, детали передней подвески, а также ступичные подшипники спереди и сзади у E38 несовместимы с другими моделями. Минимальный дорожный просвет BMW E38 - 12 см. По заказу, задняя подвеска E38 может быть оснащена гидравлической системой изменения клиренса или электронной системой EDC, способной также менять жесткость амортизаторов. Оба варианта можно было заказать даже для базовых 728i/730i. Для BMW 750i система EDC - стандартное оснащение, как и вентилируемые тормозные диски на всех колесах. Вообще, обе регулируемые подвески очень надежны, и механическая часть (рычаги, сайлент-блоки) с ними служит дольше, чем в обычном варианте. Но если выйдут из строя амортизаторы - тысячи долларов на ремонт может и не хватить. Рулевое управление всех модификаций - с червячным редуктором. Работает очень надежно, но центральная рулевая тяга неразборная, и отнюдь не дешевая. За деталь хорошего качества придется выложить долларов 140-190, а служит она в среднем 40-60 тысяч км. Вердикт Семь раз подумай перед покупкой. Стать владельцем BMW 7 нелегко. Но гораздо труднее - ее содержать. Даже самая ухоженная BMW E38 может обойтись вам минимум в 1000 долларов в год, не считая бензина и страховки. А если поскупиться на диагностику и неудачно купить "уставшую" машину, то вместо райского удовольствия вы получите кратковременный "космический туризм" - от магазина запчастей до СТО, при "не детской", скажем прямо, стоимости многих запчастей.