Концептуально Vaneo выбивается из общего ряда традиционных "Мерседесов", но идеально вписывается в "необъятную" политику компании, чем и интересен. Материализовавшийся в металле чуть более года назад, Mercedes Vaneo угодил в руки российского потребителя совсем недавно. Правильнее даже будет сказать "почти угодил" – автомобиль, который вы можете видеть на иллюстрациях, на момент съемок был единственным в России. Концептуально Vaneo выбивается из общего ряда традиционных "Мерседесов", но идеально вписывается в "необъятную" политику компании, чем и интересен – с точки зрения журналистики. Но примут ли такой расклад потенциальные покупатели, тем более в консервативной России? Два дня в обществе этого автомобиля помогли во многом разобраться.
Vaneo построен на шасси самого маленького из "Мерседесов" "A"-класса, о чем можно догадаться при взгляде на автомобиль анфас. Глубокое погружение в изучение матчасти машины только подтвердит догадки: кузов имеет двухъярусный пол, под "верхний этаж" которого, спасая жизни обитателей салона, двигатель уйдет в случае (не дай Бог) импровизированного краш-теста на дорогах общего пользования. Гамма силовых агрегатов также один в один повторяет "А"-классовую: два турбодизеля и три бензиновых двигателя, наиболее мощный из которых развивает 125 л.с.
При заказе машины покупатель волен выбирать из трех уровней оснащения – Trend, Family и Ambient – от простого к более сложному. Но еще более интересны специальные пакеты оснащения, при помощи которых можно максимально индивидуализировать свой Vaneo. Всего их пять: Snow, Surf, Bike, Dog и Carry. Каждый из них является своего рода "органайзером" багажного отделения. Скажем, багажник автомобиля при наличии пакета Dog оборудуется как клетка для собаки со специальным напольным покрытием; а в исполнении Surf, Bike и Snow планировка машины оптимизируется под перевозку соответствующих спортивных снарядов для активного отдыха. Компактный "А"-класс, пустив глубокие корни, разросся в Vaneo до размеров солидного автомобиля: высокого, но не очень стройного. Внешность его обманчива. Да, вроде бы минивэн по габаритным показателям лишь немного превышает донора. На самом же деле все с точностью до наоборот. Короткие свесы в сочетании с длинной базой привели к тому, что даже большие колеса на изящных легкосплавных дисках на фоне внушительного кузова кажутся непропорционально маленькими, а симпатичная мордочка "минимерса" несколько не соответствует размерам этого автобуса. Однако при ближайшем рассмотрении приходишь к выводу, что кузов не просто кажется большим. Он действительно большой! Оригинальности Vaneo не занимать. Короткий капот, не меняя угла наклона, перерастает в лобовое стекло – здесь даже можно усмотреть определенное сходство с большим мерседесовским же "Спринтером". Но корма автомобиля – своя собственная, главным элементом которой следует признать гигантские, в две трети высоты кузова, фонари с решетками системы вентиляции салона. Внутри обман зрения продолжается. Центральная панель Vaneo не поражает воображение размахом и бескрайностью, особенно если сделать скидку на однообъемность машины. Однако достаточно просто обернуться, чтобы осознать истинный масштаб простирающегося далеко назад салона. Автомобиль заполнен воздухом – такое впечатление создают высокая крыша и большая площадь остекления. Дневной свет заливает машину, проникая через огромные боковые окна и прозрачный люк с электроприводом, расположенный где-то высоко над водителем, под самым куполом Vaneo. Вот уж и вправду автобус! Не международный лайнер, конечно, зато свой, семейный. Автомобиль, который мы взяли у представительства DaimlerChrysler, был в средней комплектации Family, но дополненный практически до "полного фарша" разнообразными опциями. Одной из особенностей семейного исполнения Vaneo является возможность установки дополнительных сидений в багажник, что фактически превращает автомобиль в семиместный вэн. На нашей машине эти сидения отсутствовали, зато нам в полной мере удалось испытать те преимущества, которые дает выдвижной, как носилки на "скорой помощи", телескопический пол багажника. Очень удобно для погрузки крупногабаритных некантуемых предметов весом до 80 кг: вытащил поддон, взгромоздил на него, к примеру, телевизор – и задвинул обратно в недра машины. А недра-то ого-го какие! Если демонтировать все сидения, кроме водительского, то внутренний объем автомобиля составит почти три с половиной кубометра. Грузите апельсины бочками! Каждому из членов семьи Vaneo оказывает должное внимание. Сидения второго ряда в один прием трансформируются в детские, соответствующие стандарту Isofix. То же самое сидение (вернее, только правую его часть) можно превратить в столик с углублениями под стаканы. В точно такой же столик преобразуется и место рядом с водителем. Но более всего автомобиль уделяет внимание водителю. Низкая поясная линия передних дверей позволяет принять расслабленную позу: можно, положив левую руку на "подоконник", придерживать руль одним пальцем, а правой орудовать удобным короткоходным рычагом механической коробки или повелевать аудиосистемой. Или же, пойдя на поводу у задних пассажиров, "провентилировать" салон, нажав кнопку управления электроприводом задних форточек. В движении Vaneo очень напоминает "А"-класс – естественно, с поправкой на длину базы. 125 сил вполне достаточно для спокойного перемещения отдельно взятой семьи с поклажей. Груженый автомобиль уверенно разгоняется по сухому асфальту, но если же под колесами находится плотно укатанный снег или просто мокрая дорога, то резкое нажатие на газ вызывает кратковременную пробуксовку колес, которая мгновенно прекращается со вступлением в работу системы traction control. Кстати сказать, ПБС в Vaneo интегрирована в систему стабилизации ESP, которая входит в стандартное оснащение минивэна. Порожняя машина уже допускает активную езду, что особенно заметно при наличии мощного бензинового мотора, агрегатированного с механической коробкой. Единственное замечание к разгону – это электронный привод акселератора, калибровка которого стала жертвой в борьбе за экологию: при нажатии на педаль газа автомобиль реагирует с ощутимой задержкой. Плавность хода в большинстве случаев не вызывает нареканий, хотя настройка подвески Vaneo более смещена в сторону надежности и комфорта при движении по прямой, нежели заточена под максимально быстрое прохождение виражей. Как бы то ни было, крены кузова в поворотах остаются весьма умеренными. При этом кажущаяся жесткость подвески компенсируется ее энергоемкостью: машина уверенно справляется с крупными дефектами, наличие которых на наших дорогах всегда было нормой. Но в то же время Vaneo не пасует перед мелкими неровностями – их автомобиль проходит без нервного вздрагивания. Mercedes Vaneo двулик. С одной стороны, это чрезвычайно практичная семейная машина, как и прочие представители породы минивэнов. К тому же, благодаря разнообразию дополнительного "тематического" оснащения, он способен адаптироваться под нужды как одного человека, так и целой семьи. С другой стороны – это стильный и оригинальный автомобиль, утилитарность которого практически не сказывается на престиже. Владелец Vaneo может без ложной гордости заявить: "У меня Mercedes". И добавить: "Не такой, как у остальных". Но именно в последней фразе и кроется подвох. Много ли найдется таких оригиналов, которые предпочтут семейному седану семейный минивэн? Подобные автомобили не так уж и часто встречаются на улицах наших городов. Личные "микроавтобусы" – это реалии Европы, а не России. И все же: кто не побоится кинуть вызов собственному "Я"? Кто поборол в себе необходимость седанообладания? Для кого семья – это не только домашний очаг, но и радость движения?
|