Оpel Zafira, появившаяся на свет в 1999 году, произвела в автомобильном мире маленькую революцию. Конечно, это не был первый «однообъемник» в истории автомобилестроения, однако именно с Zafira европейские автопроизводители начали строить небольшие минивэны в 7-местном варианте! Да-да, в любой Zafira легко поместятся семь человек, причем на третьем ряду кресел будет достаточно комфортно! В этой машине любому из пассажиров — даже взрослому человеку среднего роста — найдется куда приткнуть колени. Кроме возможности за один раз вывезти на пикник всех приглашенных Opel Zafira поможет и водителям, время от времени перевозящим большое количество груза.
Посадка за рулем "Зафиры" почти "легковая". Незатейливая центральная консоль, похоже, попала сюда по ошибке: она явно предназначалась для более дешевого автомобиля. Простая и понятная приборная доска дополнена информационным дисплеем.
Благодаря двойному уплотнению большие дверные проемы всегда остаются чистыми и не измажут брюки или длинные полы пальто.
Невероятно, но факт - под ковриком в полу огромного багажника спрятаны еще два кресла!
Второй ряд сидений очень просторный и вполне подойдет даже баскетболистам, однако его придется чуть сдвинуть вперед, чтобы разместить сзади еще двух пассажиров.
Сложив средний диван, можно получить грузовой отсек объемом 1700 л... ...или VIP-салон для пассажиров третьего ряда.
Как и полагается минивэну, посадка в нем вертикальная, при этом запас по высоте таков, что даже при росте 181 см я мог поднять сиденье в самое верхнее положение и над головой еще оставался приличный запас.
Конечно же, такая высокая посадка не соответствует быстрой и активной езде, а скорее наоборот. Заставляя принять практически вертикальное положение, она заметно убавляет драйверский азарт, но зато позволяет лучше ориентироваться в транспортном потоке.
Тот факт, что Zafira построена на платформе компактной модели гольф-класса - Opel Astra, никто особенно не скрывает. Для нужд минивэна на 88 мм была увеличена колесная база, при этом выбор двигателей и компоновка агрегатов остались неизменными, что, собственно, соответствует современным нормам проектирования автомобилей. Ведь при постройке на одной платформе нескольких машин с различными типами кузовов удается сэкономить немалые средства. Понятно, что при создании новой модели большое внимание уделяется себестоимости, но я не ожидал, что инженеры откажутся переделывать даже некоторые основные органы управления машиной. Если оставленный без изменения механизм переключения передач не вызывает особых нареканий, хотя для большего комфорта его следовало бы расположить повыше, то к рукоятке ручного тормоза приходится тянуться. Такие неудобства остаются, даже когда кресло опущено в самое низкое положение. А если за рулем окажется человек невысокого роста и решит установить сиденье повыше, то он может и не дотянуться до "ручника". Основные приборы, полностью заимствованные у Астры, хорошо читаются и днем и ночью, когда их окружает фирменная опелевская подсветка желтого цвета. Говорить об акустическом сопровождении сложно, так как во время теста на автомобиле были установлены зимние шипованные шины, явно не способствующие снижению шума в салоне. Но с уверенностью можно сказать, что даже на "шипах" при скорости до 120 км/ч для общения водителю и пассажирам второго ряда не придется напрягать голосовые связки.
2,2-литровый мотор понравился своей многогранностью. Если есть желание обогнать собственную тень, то двигатель можно смело раскручивать на каждой передаче до 6 500 об/мин, и тогда семейный компактвэн превратится в настоящий экспресс. При спокойной езде с частичной загрузкой можно представить, что у вас машина с "автоматом". Трогаемся со второй передачи, для этого даже не придется поднимать обороты двигателя выше 1 500-2 000 об/мин. Раскручиваем мотор до 3 500-4 000 об/мин, что соответствует примерно 70 км/ч, отрываемся от потока и спокойно включаем пятую (!) передачу, продолжая движение в экономичном режиме. В городе пятая передача становится рабочей уже после 50 км/ч. Для резкого ускорения в зависимости от ситуации можно вернуться как обратно на вторую (она позволяет разогнаться до 110 км/ч), так и на третью (до 150 км/ч) или на четвертую, которая также обеспечит весьма достойную динамику.
В крутых поворотах с плохим покрытием Zafira склонна к поперечной раскачке, что сильно пугает водителя, укрощая его пыл. На крупных кочках высокий кузов может даже переставить. Избежать неприятных ощущений на виражах помогают... отличные тормоза. Очень чуткие и информативные, они позволяют дозировать усилие и точно рассчитывать тормозной путь. Даже быстро подъезжая к повороту, лучше плавно заранее оттормозиться до приемлемой скорости и въехать в поворот таким образом, чтобы у всех вокруг создалось впечатление, что вы везете хрупкие и очень ценные вещи. А на выходе из виража ничто не помешает использовать всю мощь мотора и уйти в отрыв.
При этом, если под колесами качественный асфальт, можно легко поиграть, например, в слалом. Уверенному маневрированию из ряда в ряд способствуют большие зеркала с минимальным искажением. Крены при этом хоть и велики, но не достигают пугающих размеров.
Приятно удивила обзорность во всех направлениях. Большое лобовое стекло и высокая посадка позволяют, как на внедорожнике, заглядывать через крыши легковушек. А при парковке хорошо помогают небольшие форточки перед передними дверьми и относительно тонкие стойки крыши сзади.
В крутых поворотах с плохим покрытием Zafira склонна к поперечной раскачке, что сильно пугает водителя, укрощая его пыл. На крупных кочках высокий кузов может даже переставить. Избежать неприятных ощущений на виражах помогают... отличные тормоза. Очень чуткие и информативные, они позволяют дозировать усилие и точно рассчитывать тормозной путь. Даже быстро подъезжая к повороту, лучше плавно заранее оттормозиться до приемлемой скорости и въехать в поворот таким образом, чтобы у всех вокруг создалось впечатление, что вы везете хрупкие и очень ценные вещи. А на выходе из виража ничто не помешает использовать всю мощь мотора и уйти в отрыв.
При этом, если под колесами качественный асфальт, можно легко поиграть, например, в слалом. Уверенному маневрированию из ряда в ряд способствуют большие зеркала с минимальным искажением. Крены при этом хоть и велики, но не достигают пугающих размеров.
Приятно удивила обзорность во всех направлениях. Большое лобовое стекло и высокая посадка позволяют, как на внедорожнике, заглядывать через крыши легковушек. А при парковке хорошо помогают небольшие форточки перед передними дверьми и относительно тонкие стойки крыши сзади.
Эксплуатация
Оснащение многих Opel Zafira не выглядит слишком богатым. Однако передние стеклоподъемники, электропривод зеркал, две подушки безопасности и АБС должны быть. Почти всегда имеется и кондиционер — при покупке машин, которым уже исполнилось пять лет, его стоит внимательно проверить. Если агрегат не работает, а продавец уверяет, что «кондей» надо всего лишь заправить ($50), то на самом деле проблема может быть гораздо серьезней — придется менять трубки магистрали или что-нибудь посерьезней (а это уже $300—600, а в некоторых случаях и больше). Также на машинах первых годов выпуска может быть сломан дисплей бортового компьютера, но его можно купить примерно за $150. Еще надо обратить внимание на механизм стеклоочистителя, в котором через 5—6 лет эксплуатации может закиснуть трапеция (замена обойдется в $150).
Немецкие автомобили всегда славились большим количеством самых разнообразных силовых агрегатов. На ту же Zafira устанавливали двигатели, выдававшие от 82 л.с. до 200 «лошадок». С последнего мотора, пожалуй, и начнем. Хотя зачем 7-местному минивэну, призванному исполнять роль практичной семейной машины, спортивная версия OPC с 2,0-литровым турбированным мотором мощностью 192 л.с., а позднее и все 200 л.с. — не совсем понятно. Однако такой силовой агрегат в гамме присутствовал. Но даже если вы и найдете в продаже Zafira OPC, то стоит десять раз подумать, а надо ли покупать этот автомобиль. Да, он способен разгоняться до 220 км/ч и «делать» со светофора почти всех соседей по потоку, но нужна ли вообще в России такая модель? Ведь у нас нет скоростных автобанов, где можно долго лететь со скоростью больше 200 км/ч... Да и если водителю хочется иметь мощную машину для скоростной езды, то рынок секонд-хэнда может предложить немало других «заряженных» машин, дающих гораздо больше удовольствия от езды, чем этот «бешеный» минивэн. К тому же есть и чисто практические моменты. Например, велика вероятность, что, скажем, на 5-летней Zafira OPC-двигатель будет находиться в предынфарктном состоянии. А стоимость запчастей для подвески, тормозов или некоторых кузовных деталей здесь намного выше, чем для обычных Zafira.
Поэтому, покупая подержанную Opel Zafira, лучше всего обратить внимание на машины с более спокойными моторами. Благо есть из чего выбрать. Гамма бензиновых двигателей включала в себя агрегаты объемом 1,6 л (101 л.с.), 1,8 л (сначала 116 л.с., а с 2000 года 125 л.с.) и 2,2 л (147 л.с.). Дизели предлагались двух объемов — 2,0 л (82 л.с. или 100 л.с.) и 2,2 л (125 л.с.). Надо сразу сказать, что «опелевские» дизели совсем не плохи, однако главная опасность при покупке такой машины, привезенной из Германии, заключается в том, что она может иметь очень большой пробег. Нередко дизельные Zafira ежегодно накручивали на автобанах по 30—50 тыс. км. Хотя на самом деле, даже если машина и прошла 150—200 тыс. км, то с дизелем не должно ничего случиться. Можно только отметить, что 2,0-литровые дизельные двигатели (особенно тот, что выдает 82 «лошадки») слишком слабенькие для минивэна, особенно если его загрузить по полной программе.
То же самое можно сказать и по поводу 1,6-литрового бензинового агрегата. Впрочем, этот мотор мастера критикуют не только за его не слишком высокую мощность. Считается, что этот двигатель не слишком надежный. Нередко он уже на 130—150 тыс. км начинает безбожно есть масло. И далеко не всегда в этом виноваты прокладки. По счастью, деталей для мотора объемом 1,6 л полным-полно (точно такой же движок ставили на Astra и Vectra), и в общей сложности капитальный ремонт здесь обходится примерно в $700 с учетом качественных неоригинальных запчастей. Поэтому лучше всего остановить свой выбор на моторах объемом 1,8 л и 2,2 л.
Все без исключения бензиновые двигатели требуют качественного масла, которое лучше менять каждые 10 тыс. км. Кроме того, нужно помнить, что новый ремень ГРМ при эксплуатации машины в России надо ставить каждые 60 тыс. км (около $200 вместе с работой). И ни в коем случае не позже, поскольку нередки случаи, когда уже на 65 тыс. км ремень рвался (это приводит к гибели силового агрегата). Причем, устанавливая новый ремень, лучше перестраховаться и сразу заменить помпу, так как порой уже на 70—80 тыс. км она выходит из строя. Еще можно отметить, что иногда двигатели Zafira могут работать с перебоями. Обычно в этом виноваты «испортившиеся» свечи зажигания (на самом деле они служат прилично — 20—50 тыс. км) или загрязнившийся клапан холостого хода. Последний стоит $120—150, но в большинстве случаев его достаточно прочистить — и клапан заработает как положено. Иногда ломаются датчик распредвала ($80—100) и клапан рециркуляции отработавших газов за $180 (при поломке последнего обычно немного теряется мощность и на панели приборов загорается «тревожная» лампочка).
Подавляющее большинство Opel Zafira имеют стандартную 5-ступенчатую «механику», конструкция которой прекрасно знакома российским мастерам по ремонту автомобилей, так как аналогичные КП устанавливались на многие модели Opel. Трансмиссия достаточно надежная и согласно инструкции вообще не требует замены масла. Однако при пробеге в 100—150 тыс. км смазку в коробке лучше все же поменять. При пробеге больше 100 тыс. км в «механике» может потечь сальник, но здесь нет ничего страшного — замена обойдется в $20—30. Автоматическая коробка передач тоже не должна доставить хлопот, однако она не любит агрессивной езды и требует внимательного ухода.
Ходовая часть досталась Zafira от модели Astra. В ней нет ничего особо сложного (передняя подвеска — классический McPherson, задняя — полунезависимая со стабилизатором поперечной устойчивости). По словам мастеров, ресурс ходовой Opel Zafira первого поколения во многом зависит от того, как машину эксплуатировали. Ведь если водитель ездил один по довольно ровным дорогам, то тогда детали будут служить очень долго. А вот при частой перевозке большого количества пассажиров или тяжелого груза подвеска будет капризничать.
Обычно чаще всего приходится менять стабилизатор поперечной устойчивости, но его цена небольшая, поэтому заострять на нем внимание не стоит. А вот когда придет пора менять передние рычаги, амортизаторы с верхними опорами, рулевые наконечники и прочее, то затраты будут серьезными (обычно эти замены приходится делать каждые 80—120 тыс. км). Однако при перетряхивании подвески можно очень неплохо сэкономить, если заехать в обычные СТО, работающие с Opel, а не в фирменные сервис-центры. Ведь качественные неоригинальные запчасти стоят на 30—70% дешевле, чем такие же детали, но в коробке с надписью «Opel». И в результате даже серьезная переборка ходовой выльется не в такую уж и грандиозную сумму — обычно удается вписаться в $400—600 (и, повторим еще раз, это при комплексном ремонте).
Обычно на Opel Zafira все тормоза дисковые, хотя в самых простых машинах встречаются и задние барабанные. Если эксплуатировать машину в сухом климате, то проблем с тормозной системой не будет долгие годы. Но в России, особенно после зимы, нередко закисает механизм стояночного тормоза (чтобы этого избежать, им надо просто постоянно пользоваться и раз в год смазывать). Срок службы тормозных колодок на Zafira достаточно неплохой, у некоторых водителей они работают по 70 тыс. км! Однако обычно их надо менять на рубеже 30 тыс. км, что, кстати, тоже достойный показатель. Причем ставить новые колодки надо сразу же, как только они износились: в противном случае есть риск повредить диск (его естественная «смерть» наступает при 120—150 тыс. км, а цена каждого составляет порядка $80).
ЭКСКУРС
История Opel Zafira не слишком длинная, ведь до конца 90-х годов ничего подобного в модельной гамме «Opel» не было (существовал только большой минивэн Opel Sintra, созданный при помощи американских инженеров из GM и не пользовавшийся большой популярностью). Впервые прототип Zafira показали широкой публике в 1997 году, однако серийное производство началось только в 1999 году. Надо сказать, что в конце XX века этот автомобиль, способный перевозить одновременно семь человек, вызвал повышенный интерес в Европе. Ведь раньше 7-местные салоны имели только большие «однообъемники», стоившие приличных денег.
Сначала на Opel Zafira устанавливали только бензиновые 1,6- и 1,8-литровые моторы (101 л.с. и 116 л.с.), а также 2,0-литровый дизель (82 л.с.). Однако затем гамма силовых агрегатов расширилась двигателем объемом 2,2 л (147 л.с.), а мощность 1,8-литрового мотора выросла до 125 л.с. (дизель стал выдавать 100 л.с.).
В 2001 году состоялся дебют уникальной модели Opel Zafira OPC, построенной заводским тюнинговым подразделением «Opel Performance Center». Zafira OPC имела 2,0-литровый агрегат с турбонаддувом. Он сначала выдавал 192 л.с., а затем мощность выросла до 200 л.с.
В 2002 году появился новый дизель объемом 2,2 л мощностью 125 л.с., а в 2003 году состоялся рестайлинг модели. Модернизированные машины получили немного измененную переднюю панель, расширенную базовую комплектацию, чуть-чуть другие фары и более модную хромированную решетку радиатора.
Ну а весной 2005 года было объявлено о производстве второго поколения Opel Zafira. Новый автомобиль сделан в том же стиле, что и его предшественник, однако Zafira II получила более современный внешний вид и другое оформление салона. Под капот новой Zafira устанавливают бензиновые двигатели объемом 1,6 л (105 л.с.), 1,8 л (140 л.с.), 2,2 л (150 л.с.), а также 2,0-литровый агрегат с турбонаддувом (200 л.с.). Дизелей имеется несколько штук объемом 1,9 л (100 л.с., 120 л.с. и 150 л.с.), а также 2,2 л (125 л.с.).